Философия многопользовательских игр

Вы здесь

19 Июл 2006 - 04:00
Философия многопользовательских игр

Уже не для кого не секрет, что на сегодняшний день индустрия компьютерных развлечений прочно заняла место под солнцем среди альтернативных вариантов времяпрепровождения. В отличие от времен наших бабушек и дедушек, желающих отдохнуть после тяжелого рабочего дня, к стандартным «посмотреть любимую передачу», «позвонить и потрепаться по телефону», а также «провести время с друзьями» прибавился ещё один пункт – «войти в альтернативный мир, почувствовав себя в чужой шкуре».

И если подобное утверждение можно было считать спорным во времена популярности исключительно однопользовательских игр, то сегодня этот факт не вызывает сомнений, благодаря расцвету онлайновых компьютерных игр. MMORPG-мания постепенно захлестнула восток, запад, американский континент, и добралась, наконец, до России, прочно обосновываясь на нашем рынке. В индустрию компьютерных развлечений на сегодняшний момент вкладываются деньги, на которые Голливуд продолжает снимать всё новые блокбастеры, а потому за игровой рынок в ближайшем будущем можно не волноваться. А в таком случае вполне обоснованно можно присмотреться к существующим онлайновым проектам поближе, чем и займёмся.

Перед началом Боя

Сравнивать игры, выпущенные в разное время, дело неблагодарное. Мы можем с упоением играть в только что вышедший хит, но через три года его запустить можно лишь для того, чтобы испортить всё впечатление. Однако сегодня я возьму на себя смелость стравить на ринге двух чемпионов, причем они оба находятся в совершенно разных весовых категориях. Объединяет их лишь то, что каждая из этих игр, в своё время, стала настоящим откровением для игроков, а также популярна и по сей день.
Итак, в правом красном углу у нас расположилась старушка мира MMORPG, бабушка онлайновых развлечений – несравненная Ultima Online. В левом синем углу расположился онлайновый титан нашего времени – World of Warcraft. В особом представлении ни одна из этих игр не нуждается, про них не слышали только те люди, которые никогда не интересовались электронными развлечениями.

На вопросы о том, почему я выбрал именно эти игры, отвечу просто – руководствуясь огромнейшей популярностью каждой из них. Однако я не отрицаю того факта, что в лице WoW можно рассматривать и другие известные проекты, такие как Guild Wars, Everquest 2, в то время как близкой по духу Ultima Online будет скорее Ragnarok. Да, в этих играх слишком многое разнится, но суть остаётся прежней. Впрочем, обо всё по порядку.

Раунд первый

Первым на середину арены выходит WoW. В глаза сразу бросается наращенная мышечная масса этого гиганта. Пять лет разработки компанией Blizzard, на сегодняшний день не выпустившей ещё ни одной игры, которая не стала бы хитом мирового масштаба, полная трёхмерность, потрясающая анимация – всё это заставляет соперников стыдливо опустить глаза. Одной из самых главных особенностей WoW является то, что новичок, хоть немного знакомый с вселенной Warcraft’а, попав в этот мир, сразу почувствует себя в своей тарелке.

Вот мы пинаем лоботряса крестьянина, отлынивающего от работы, которых сотнями посылали в однопользовательских версиях игры добывать золото и валить лес. А сейчас мы сошлись в яростной схватке с друидом, который в любой момент может превратиться в медведя, заставляя нас обратиться в бегство – помним, сами десятками создавали друидов, создавая прочную основу для своей армии.

В первые дни пребывания в игре ты находишься в своеобразной эйфории. Выполняя квесты, ты исследуешь мир, открывая для себя всё новые горизонты, казалось бы, идеальной игры. Понимание приходит к тебе гораздо позже, когда, взрастив своего героя, ты понимаешь, что дальнейший процесс становится рутинным и однообразным.

Для того, чтобы успешно противостоять хорошо оснащенным соперникам из противоположной фракции (орда и альянс заключали лишь временный союз во времена Warcraft 3, события WoW же развиваются после окончания третьей части), тебе необходимо находиться в постоянных поисках хорошего доспеха и оружия. Всё это превращается в постоянные походы в элитные подземелья, где добиться успешных результатов можно лишь в команде с профессиональными игроками. Порой, компанией менее 60 человек в подземелье даже идти пробовать свои силы не стоит.

Убивая очередного босса, ты имеешь порядка 1 процентов шанса, что с него упадёт именно та вещь, ради которой ты ходил сюда уже больше десяти раз. Учитывая, что в команде с тобой может находиться около 10 человек одного с тобой класса, 1 процент уменьшается до 0.1 получить вожделенную вещь. Если учесть ещё замолчанный мною факт полноценного прохождения подземелья от пяти до десяти часов, получается, что достойное обмундирование обходится просто в огромное количество твоего свободного времени.

Не раз я сталкивался с тем, что находясь в подземелье уже порядка трёх часов, возникала необходимость быстро покинуть игру по непредвиденным обстоятельствам. Однако подобные факторы совершенно негативно влияют на твою репутацию. В команде, выполняющей квест, или собравшейся в поход на элитных монстров, все настолько повязаны друг с другом, что уход даже одного человека может стать причиной неудачного рейда. Посему если у тебя нет знакомого, готового тебя заменить, прекращая свою игру, ты подставляешь сразу всю команду, отчего в следующий раз тебе могут просто вежливо отказать.

Лишившись же поддержки со стороны игроков, очень коротким оказывается путь в изгои, что, в свою очередь, означает неполноценную игру. Именно здесь очень хорошо проявляется жизненное правило «Один в поле не воин». Для тебя оказываются закрытыми все элитные подземелья, становится недоступным всё самоё мощное оружие и самый крепкий доспех. А это уже не игра. Я знал нескольких товарищей, которым приходилось создавать новых персонажей с никому неизвестными именами, чтобы попробовать начать всё с начала – а это пару месяцев на прокачку.

Но они забывали, что всё дело не в том, что они плохие игроки, а в том, что они ненадёжны. А этот фактор совсем не зависит лично от нас. К сожалению, жизнь ещё слишком непредсказуема, и никто не может уверенно заявить, что во время крупного похода у тебя не зазвонит телефон, и гнусный голос начальника не заявит, что если ты не окажешься через двадцать минут на работе, то у тебя будут серьезные проблемы.

Стоит всё же признаться, что не всё так плохо для тех, кого отвергло общество. Одному играть можно, если вы имеете в запасе огромное количество свободного времени. В подобных случаях ваша дорога прямиком в Аллею Славы, на поля сражений. Именно здесь вам судьба прославиться как умелая боевая единица, и вернуть уважение других игроков.

Сражаясь в командах против ваших соперников, за победы и удачно выполненные боевые задачи вы получаете некоторое количество очков славы, которые в итоге суммируются, и каждую неделю, по вторникам, у вас есть шанс подняться по карьерной лестнице, получив новое воинское звание. А это уже дорога к тем самым элитным доспехам и вооружению. Однако и здесь не всё так просто.

В игре может быть только ограниченное число людей, обладающих высшими званиями. Чтобы это звание перешло к вам, необходимо всё свободное время посвящать успешной войне, таким образом пытаясь переплюнуть по очкам людей, которые на эту самую войну тратят до шести-восьми часов в сутки. Возникает резонный вопрос – когда же работать, учиться, смотреть новые фильмы и читать только вышедшие книжные новинки? Этот вопрос задал себе и я, когда с утра до вечера проводил время в WoW.

К сожалению, на этот вопрос ответа однозначного нет. Здесь уже вы становитесь перед выбором – либо быть одним из первых, обладать самым лучшим оружием и доспехами, чтобы успешно противостоять вашим противникам из альянса или орды, либо играть пару часов в день, лишившись всего этого. Зато у вас будет время на просмотр нового «Дневного Дозора» и отдых с друзьями на природе под вкусный шашлык и освежающее пиво. Другого, увы, не дано.

Раунд второй

На середину арены выходит старушка Ultima Online. Именно здесь мне необходимо вам пояснить, как так мне пришло в голову стравливать между собой настолько разные проекты, между которыми огромная, по меркам игровой индустрии, разница в выходе. А задумался о насущном я в тот момент, когда моя жена, начавшая играть со мною вместе в WoW, вдруг заявила, что уходит обратно в UO. «Как?», - воскликнул я, не понимая, почему можно уйти из самой популярной на сегодня игры в прошлый век.

Причина же оказалось банальна и проста – самые современные на сегодняшний день онлайновые проекты все как один ориентированы строго на PvP – сражения друг против друга, а это далеко не всем может прийтись по вкусу. Посудите сами – в Ultima Online, помимо PvP, есть масса других дел и возможностей. Как вам, например, заработав денег, поставить для себя роскошный особняк, украсить его на выбор из неимоверного количества предметами обстановки, организовать военную базу, где проводить заседания членов твоей гильдии, проводить гибкую дипломатию среди огромного количества существующих орденов.

И всё это лишь маленькая толика козырей, которые держит в своём рукаве самая первая в мире онлайновая игра. Как это не парадоксально, но Ultima Online первый и до сих пор единственный в мире проект, которые может удовлетворить вкусам абсолютно любого человека.
В отличие от WoW я рассматриваю в данной статье не официальный сервер игры UO. Моё решение основывается в первую очередь на том, что, опять же, в отличие от WoW, у ультимы в нашей славянской стране есть нисколько не уступающие официальным серверам бесплатные русские. Таким образом людям, испытывающим проблемы с другими языками, помимо своего родного, есть альтернативный выбор, который, к тому же, здорово сказывается на кошельке потребителя. К сожалению, на ОСИ Ultima Online практически не найти русских игроков. Большинство из них играет на самом старом русском сервере Ultima Online – Oskom.

Благодаря стабильности сервера Oskom, за своё семилетнее существование ни разу не испытывавшем проблем в высококвалифицированном и профессиональном персонале с неугасающим энтузиазмом, сюда стекаются люди не только с территории России, но и всех стран СНГ. Каждый день выпускаются новые дополнения для игры, выходят патчи с новыми монстрами, домами, а также круглосуточно люди работают над балансом в игре. Всё это и позволяет бесплатному Oskom’у в России успешно бороться с платным официальным сервером, не уступая ему ни по качеству, ни разнообразию.

Самое главное отличие UO от WoW заключается в подходе к игрокам и вниманию к их личному свободному времени. Эта игра пытается привлечь к себе пользователя именно на то количество времени, которое он готов на неё тратить, и при этом не наказывая его в плане своей профпригодности. В UO вы вольны заниматься тем, что вам по душе, организовывая бизнес для воюющих игроков, при этом лично ни разу не ввязавшись в драку, участвовать в ежедневных турнирах, получая за победу призы, которые, в свою очередь, можно обменять на раритетные вещи, которые будут ещё лучше подчеркивать вашу индивидуальность.

Программное обеспечение, установленное на сервере Oskom, позволяет моментально отслеживать любые попытки нарушений правил игры, потому в игре невозможно встретить в бою противника, берущего тебя не умением, а читерским софтом. На любой праздник проводятся специальные квесты, позволяющие выиграть новые награды, обогатиться и провести весело время. В большинстве квестов в роли игротехов участвуют живые люди, оттого их прохождение не оставляет в душе гнетущее впечатление, которым славится WoW с однообразными приключениями от одной точки карты в другую.

Но не всё так же радужно и светло, как может показаться. Естественно, продвинутый читатель сразу понимает, в чем главный минус UO – это графика. Что, в общем-то, и неудивительно, учитывая возраст игры. Однако всё это искупается идеальным геймплеем, а также постоянным обновлениям, привносящим в игру новые вещи, и каждый раз поднимающие графическую планку пусть ненамного, но выше своего оригинала.

Финальный раунд

Как это не удивительно, с учетом всего вышенаписанного, однозначных выводов сделать не получится. Каждый должен сделать вывод самостоятельно, я же могу только подвести некую черту.

Если цель ваших онлайновых похождений представляется исключительно военными действиями, и у вас куча времени для того, чтобы доказать другим, что вы – один из лучших – ваше место в WoW или его аналогах. Если же у вас нет свободных, как минимум, шести часов игрового времени, и вы не желаете мириться с тем, что самый продвинутый игрок – это человек, целыми сутками играющий в игру, а также вам интересно не столько убивать, сколько пробовать себя и в других отраслях – советую вам приглядеться к старушке Ultima Online.

Уже через час вы забудете про отсталую графику, и целиком погрузитесь в идеальный геймплей, который ещё ни одному онлайновому проекту не удалось превзойти. А это что-нибудь, да значит.