Японская мультипликация

Вы здесь

18 Июл 2006 - 04:00

Японская мультипликация, или аниме, пользуется в нашей стране, да и во всем мире все большей популярностью. Немалая заслуга в этом гениального Хаяо Миядзаки, оскароносное творение которого – «Унесенные призраками» – посмотрели миллионы зрителей по всему миру. А ведь большая часть этих зрителей раньше и не знала о существовании подобного жанра! Поэтому решение руководства московского кинотеатра «МДМ» об открытии в своих стенах аниме-клуба, который будет заниматься продвижением японской анимации, выглядит более чем назревшим. Об этом мы и решили поговорить с руководителем проекта Михаилом Москалевым. Михаил, расскажите: как появилась подобная идея?Мы захотели как-то разнообразить репертуар кинотеатра чем-то модным и коммерчески успешным. Тут-то и вспомнили про аниме. Сначала появилась мысль провести фестиваль, но затем мы решили отдать маленький зал под постоянные показы. Поскольку кинотеатр имеет право показывать только лицензионную продукцию, мы связались с MC Entertainment (компанией, которая по лицензии выпускает аниме на видеокассетах и DVD – ред.). А затем уже пришла идея в сотрудничестве с ними открыть еще и магазин по продаже сувениров, дисков, журналов, манга (японских комиксов – ред.), плакатов и другой сопутствующей продукции. Кроме этого, была предпринята попытка завязать деловые контакты с магазином “Hello, Kitty”. Он находится в Москве на Кутузовском проспекте и продает всевозможные подростковые аксессуары, связанные с аниме-сериалом “Kitty”, – ручки, блокнотики, маечки. К сожалению, японский менталитет хозяев магазина по непонятным причинам вошел в конфликт с нашим, и поставка была в последний момент отменена, несмотря даже на заключенный ранее договор. Как заявил «сан», мы не очень вежливо с ним общались...А отечественные аниме-журналы? Их же раньше было несколько, если я не ошибаюсь?В ассортименте нашего магазина есть журнал «Аниме-гид» – это единственный, который существует на данный момент, остальные закрылись. Наши продавцы – это специально подобранные люди, они даже знают японский. Один из них и привел к нам клуб любителей аниме, который теперь собирается у нас каждые вторник и среду, то есть в дни показов. Членам этого клуба мы выдали клубные карты, которые дают им скидки на билеты и напитки в баре. Правда, сами показы они не особо жалуют, но об этом позже. Они приходят скорее общаться, и их количество все время увеличивается. Изначально мы планировали этот проект разделить на несколько этапов. Сейчас заканчивается первый из них – ознакомительный. Когда мы планировали репертуар, то изучили продукцию MC Entertainment. Как выяснилось, того, что они выпустили на данный момент, и что подходит нам по формату, то есть полнометражных фильмов, хватает как раз на период с конца января по конец мая. Сериалы мы тоже показывали, например, весь «Хеллсинг» за одну ночь, или «Жаркое лето». Причем, несмотря на невысокие художественные достоинства последнего, он пользовался популярностью, в том числе и связанная с ним атрибутика. Но эта ознакомительная часть настоящим поклонникам аниме была не так интересна, тут мы скорее хотели привлечь неофитов, которые слышали, что аниме – это интересно, но пока слабо знакомы с предметом. И мы считаем, что наша задача выполнена. Мы устраивали блиц-опросы на выходе из зала, из которых выяснили, что на эти показы приходили люди, раньше не увлекавшиеся японской анимацией. Теперь же начинается второй этап, углубленный: в июне мы планируем начать спецпоказы, на которых будут показываться фильмы MC Entertainment за неделю до их выхода на DVD. Хотелось бы расширить спектр, но у компании есть свои планы, есть закупленные пакеты, а мы скованы рамками закона – можем показывать только фильмы, на которые есть прокатные удостоверения.MC Entertainment – производитель DVD, а не было ли у вас попыток поговорить о расширении репертуара с кинопрокатчиками?Да, мы общались с несколькими компаниями, которые привозили аниме один-два раза, но нам сказали, что это не окупилось, и они не хотят больше заниматься прокатом аниме. А сами закупать фильмы мы не можем, мы же кинотеатр. Сейчас в какой-то степени мы работаем на популярность жанра, чтобы прокатчики относились к нему с бОльшим энтузиазмом. Главное для нас сейчас – сохранить клубные дни, для этого мы и ввели клубные карты.А они что-то стоят?Они стоят только желания – достаточно лишь написать заявление. Получение такой карты говорит уже о том, что человек не просто пришел раз или два, а он будет ходить постоянно.Какова цена билета на эти сеансы?Она точно такая же, как и на все остальные фильмы, мы не поднимали и не опускали ее – от 50 до 210 рублей в зависимости от времени.А сколько сеансов аниме идет в клубные дни?Два утренних, в 9 и 11 часов, один дневной – в 17, и вечерние – в 19 или 21 час.А были ли попытки, скажем, обратиться в посольство Японии? Ведь, по сути, вы занимаетесь популяризацией японской культуры, и они могли бы вам чем-то помочь.Да, такие попытки были, но господа из посольства очень тяжело шли на контакт. С одной стороны, они никогда не говорят «нет», но и реальной помощи мы не получили. Японцы мило улыбаются, говорят: «Да, это интересно», но не больше. Наш менеджер по репертуару общался с сотрудником посольства, но тот ответил, что в отношении аниме либо сопутствующей продукции он ничем не может нам помочь. Дескать, посольство – это государственная некоммерческая структура, и она не имеет возможности заниматься подобными вещами.Это звучит как отговорка. Мне кажется, что вполне в его силах было сделать хоть что-нибудь!Увы, это так. Например, когда в Москве во ВГИКе проходили «Дни польского кино», то посольство этой страны оказало все возможное содействие! И это при том, что в Польше отношение к России и русским не такое уж лояльное. А японское посольство нам ничем не помогло.Сколько сейчас членов в аниме-клубе?Около пятидесяти постоянных членов, которые приходят регулярно. Причем я хочу отметить, что те, кто собираются в клубе, и те, кто ходит на показы – это две совершенно разные категории зрителей. Сначала на эти сеансы начали вообще водить детей – ведь мультики же! Однако, учитывая, что в некоторых фильмах аниме есть более чем откровенные фрагменты, это было не очень уместно. Поэтому мы ввели возрастные ограничения на те сеансы, где это было необходимо. Поэтому детей, к счастью, водить перестали, и теперь молодые люди водят к нам своих девушек, которые прочли в журнале «Афиша», что аниме – это модно (смеется). Я надеюсь, что опытных любителей аниме будет привлекать возможность пообщаться и совершить покупки в нашем магазине, а остальных зрителей – знакомство с жанром. Причем эти две зрительские группы отчасти даже конфликтуют между собой. Истовым поклонникам не нравится, что на сеансе сидят «посторонние», ну а менее опытным любителям японской мультипликации, например, – показы на японском языке с субтитрами, чего для пущей аутентичности требуют от нас члены аниме-клуба.А каков коммерческий успех вашего начинания?Кинопоказы пока убыточны, а вот магазин уже приносит хорошую прибыль. И это при том, что мы полностью реконструировали его, вложив в реконструкцию немалые деньги. Был приглашен профессиональный архитектор, и я считаю, что результат действительно впечатляет – магазин стал как бы продолжением кафе, и все пространство буквально «заиграло». И сейчас многим уже не хочется ехать на «Горбушку», тем более что уровень обслуживания там сильно напоминает «ненавязчивый» советский сервис. Поэтому люди идут за покупками к нам. К тому же, цены на DVD в нашем магазине – одни из самых низких в Москве, мы специально оговаривали это с поставщиками. А для того чтобы поднять нашу прибыль от кино, мы и планируем упомянутые выше спецпоказы. Надеемся, что это привлечет больше зрителей.То есть энтузиазм пока не угас?Да, мы не собираемся бросать начатое. Наоборот, у нас много перспективных планов. Среди них – конкурс манги, лучшие работы которого будут вывешены в холле кинотеатра. Также мы хотели бы устроить презентацию книги Бориса Иванова «Введение в японскую анимацию», это единственное на сегодняшний день компетентное исследование аниме в нашей стране. Кроме того, к сентябрю мы оборудуем холл рядом с магазином плазменными телевизорами, на которых будут демонстрироваться клипы, сделанные поклонниками аниме. Надо будет только урегулировать вопросы с правообладанием – ведь в них используются фрагменты японских мультфильмов. Таким образом, даже если наша работа по продвижению аниме не принесет какой-то колоссальной прибыли, это все равно интересное и нужное дело, которое, к тому же, способствует популяризации кинотеатра.