Золотой век русской фотографии

Вы здесь

18 Июл 2006 - 04:00

Выставка начнется с демонстрации дагерротипа - самого раннего способа фотофиксации, исполнявшегося в единственном экземпляре: редчайшие портреты А.В.Сухово-Кобылина, Полины Виардо, группа русских художников в Риме, фрагмент кабинета В.А.Жуковского в Зимнем дворце.

Также у посетителей будет замечательная возможность полюбоваться на фотографии, которые являются гордостью собрания музея 1850 - 60 - х гг. Это портреты писателей и поэтов, альбом с изображениями декабристов: И. Пущина, С. Волконского, С. Трубецкого, А. Поджио; семейные альбомы Тютчевых и Самариных; фотографии семьи Александра II; виды Москвы и Петербурга.

Представлены работы лучших авторов: М. Абади, О. Левицкого, К. Бергнера, К. Бергамаско, А. Деньера, Л. Карелина, М. Тулинова, К. Шапиро, К. Буллы, К. Фишера, М. Панова, М. Дмитриева, Д. Здобнона.

Коллекция ГЛМ включает в себя не только портреты, но и пейзажи, интерьеры, архитектурные сооружения, виды городов, жанровые сцены, хроникальные сюжеты.

С середины XIX века фотография прочно вошла в быт русского общества, стала модным атрибутом убранства дома. Фотографии висели рядом с картинами и акварелями на стенах, хранились в великолепных альбомах. В 1870 - 80-х. гг. искусство фотографии совершенствовалось. Портреты не просто запечатлевали внешний облик, а передавали психологическую характеристику модели. Особое внимание мастера уделяли видовому жанру, тогда же появились первые хроникальные фотографии. Среди материалов экспозиции вы увидите уникальные портреты и групповые фотографии большого формата, запечатлевшие И.А.Гончарова. П.И.Чайковского, Ф.М.Достоевского и А.Г.Достоевскую с детьми; А.П.Чехова, В.С.Соловьева, групповой портрет передвижников, виды и интерьеры Царскою Села и Гатчины, фотографии семьи Александра III, хроникальные фотографии с места крушения царского поезда в Борках.

Рубеж XIX - ХX веков характеризуется расширением изобразительных средств фотографического искусства. Появилась техника фототипии, что позволило тиражировать изображения и способствовало распространению фотографии в виде открытых писем. Упрощение процесса съемки привело к освоению фотографии любителями, появлению 'домашних портретов'. С. Толстая, М. Чехова, Л. Андреев запечатлели частную жизнь своих близких. В этой части выставки можно увидеть крупноформатные фотографии, волжские пейзажи, групповые и одиночные портреты писателей, художников, актеров Серебряного века от И. Бунина и А. Блока до М. Кшесинская, М. Петипа.
"Независимая газета", 14.07.2006