Профильные классы - что это? и зачем они нам?

Вы здесь

17 Июл 2006 - 04:00

В последнее время идет волна возврата к цивилизованному восстановлению профильных классов. Одна из задумок состоит в том, что школы будут работать в тесной увязке с вузами. Такая мера нужна не только для того, чтобы готовить детей в этот институт, но и для обновления состава преподавателей в школе. К сожалению, уровень наших школ оставляет желать лучшего, поэтому если ребятам по-честному выставлять оценки, то выяснится, что 20- 30% из них не справляются с выпускными экзаменами. По мнению экс-министра образования Филиппова, «эта система призвана не только подготовить школьника в вуз, но и дать хорошее среднее образование. Вообще же идея профильных классов существует уже несколько лет и ее пытаются наполнить жизнью, разрабатывая новые программы и учебники. Хотя в какой-то степени это уже реализуется в разделении на гуманитарные и математические классы».Несмотря на то, что выпускные экзамены в профильных школах не засчитываются, как вступительные, у абитуриента все-таки существует больше шансов поступить в тот вуз, при котором сформированы данные классы. Дело в том, что преподаватели, обучающие ребят в подобных классах, уже знают требования, подходы, необходимые для данного института. Конечно, здесь вам никто не даст 100% гарантию на поступление, но, по крайней мере, будут готовить более целевым образом. А это значительно увеличит ваши шансы на поступление.Остается только надеяться, что так называемые профильные классы, действительно смогут как-нибудь повлиять на качество образования, если это, конечно, не будет очередная смена названия. Кстати, при вузах также существуют школы, которые осуществляют профориентацию учеников 9-11 классов. Подобная «школа юных» есть у экономического факультета МГУ. Как прокомментировал зам. декана экономического факультета МГУ по общественным связям, Владимир Эченикэ, «многим они помогают сориентироваться: ребята окунаются в университетскую атмосферу и потом могут сделать вывод, хотят ли они стать экономистами. Обычно те, кто из этих школ очень хорошо подготовлены. Хотя не одна из наших школ не ставит задачу подготовки к поступлению. По сути она является дополнительным образованием, поскольку ребята продолжают заниматься в обычных школах. Обычно обучение здесь платное, только экономико- математическая школа до сих пор остается бюджетной. Однако чтобы туда попасть надо тоже пройти отбор. Эти экономические школы как раз дают понять ребенку: надо ли родителям тратить лишние деньги на репетиторство, подкурсы или же оставить в покое экономическую область и выбрать себе другую специальность ». За последние годы количество средних профессиональных заведений увеличилось, но где и какие есть льготы при поступлении не совсем понятно. Поэтому данную ситуацию согласился прокомментировать В.М. Филиппов: «Во-первых среднее образование уже ценно само по себе. Если мы считаем, что человеку надо после 9 класса поступить и проучиться 3-4 года в колледже, то потом 80% из них должны идти в вузы- это потеря государственных денег. Лучше пусть они проучатся 11 классов, а потом идут в вузы. Поэтому это очень плохо, если люди будут поступать после техникума сразу в вуз. Когда они поработают несколько лет и им понадобится высшее образование : вечернее, заочное или дистанционное, тогда пожалуйста. А если все ребята будут поступать после техникума в вуз, то тогда лучше надо общесреднее профобразование ликвидировать. То есть среднее звено не нужно, ног это не так». «Во-вторых, есть разные подходы к выпускникам техникумов, колледжей. Потому что теоретиков из этих людей сделать трудно они больше обладают прагматическим подходом. Есть еще одна проблема: состыковка того, чтобы ребята проучившись после техникумов сразу пошли на второй или третий курс. Но проблема тогда возникает в другом, что на первых курсах дают основные предметы, которых в техникумах нет, а на старших курсах идет специализация, которую они уже проходили в техникумах. Эта проблема нестыковки уровня образования, пока не удовлетворяет ни нас ни выпускников после техникумов. Проблема состоит в том, что после техникумов в вузы должно поступать 5-7 процентов, которые должны потом стать специалистами. 90% должно идти работать в производстве. Да из них потом треть или половина после того как поработает на производстве может пойти в вузы и там доучиваться. Но мы должны делать так, чтобы ребята которые поступают в техникумы после 9 класса шли туда осознанно, получая профессию и работая по этой профессии. А такой гарантии, что поcле техникумов, колледжей есть какие-то преимущества, то их нет. И у лицеистов тоже. Единственно многие особенно инженерные технической направленности вузы они с большим удовольствием берут выпускников техникумов-колледжей, потому что считают, что они поучившись на своей профессии осознанно идут дальше. И поэтому у нас в частности для выпускников техникумов с дипломами с отличием вообще нет экзаменов. Мы их принимаем по результатам собеседования. Это строго называется вступительные испытания, но не в той форме, в которой другие сдают школьники, потому что они уже многие предметы забыли, но это речь идет только об инженерных, технических и аграрных специальностях. Только после того как они закончили такие техникумы и идут к нам, значит такие ребята поняли, что это их профессия, поэтому мы стареемся их брать на льготных условиях».Автор: Настя