Ава Гарднер

Вы здесь

13 Июл 2006 - 04:00
Ава Гарднер

ГАРДНЕР, АВА (Gardner, Ava).

Настоящие имя и фамилия: Люси Джонсон. Родилась 24.12.1922 в Смитфилде (шт. Северная Каролина), умерла 25.1.1990 в Лондоне.

Зеленоглазая брюнетка со стройной фигурой, гордо посаженной на изящных плечах головой, точеным профилем и безупречным овалом лица, Ава Гарднер осталась в памяти зрителя актрисой и женщиной, которую хочется назвать именем сыгранного ею аллегорического персонажа в фильме Джорджа Кьюкора по пьесе Метерлинка «Синяя птица» (1976) — Роскошь. Магическая красота и притягательный шарм Авы Гарднер помогли ей оставаться в течение более трех десятилетий символом Голливуда.

Она была как бы эталоном звезды, сумевшей стать максимально доступной и одновременно недосягаемой для публики. Но это было потом. А первые пять лет работы в кино не имеющая профессионального образования, начинающая двадцатилетняя актриса постигала ремесло на практике, заключив контракт с кинокомпанией «МГМ», снимаясь в небольших ролях по большей части без упоминания в титрах.

Она играла девушку в машине в картине «В этот раз и навсегда» (1942) Чарлза Райснера, девушку на танцевальной площадке в фильме «Мы танцевали» (1942) Уилла Гоулдбека, официантку, гардеробщицу и другие подобные незначительные роли. Первая заметная работа Гарднер — Джин Браун в ленте того же Гоулдбека «Трое мужчин в белом» (1944). Создавая образы своих пока что незатейливых героинь, молодая актриса великолепно ощутила воздух, которым дышал Голливуд 40-х гг.

Впечатления этих лет помогли впоследствии Гарднер весело и пародийно сыграть роль голливудской звезды Марии Варгас в фильме «Босоногая графиня» (1954) Дж. Манкевича. Далекая по темпераменту от прямолинейных «голубых героинь», актриса искала и нашла свой образ — чувственной, сексуально привлекательной, фатальной красавицы, женщины с несчастной или приносящей несчастье судьбой. Первая роль такого плана была Китти Коллинз в фильме «Убийцы» (1946) Роберта Сьед-мака по мотивам одноименного рассказа Э. Хе-мингуэя.

Красивая и порочная, связанная с преступным миром, она завлекает в свои сети героя, сбивает с истинного пути, а затем предательски бросает, доведя его до последней грани отчаяния и нежелания жить. После успеха «Убийц» Ава Гарднер сыграла еще в двух лентах по произведениям Хемингуэя. В 1952 г. ее пригласил Генри Кинг на роль Синтии в картине «Снега Килиманджаро» . Голливудский режиссер решил мак- симально приблизить знаменитый рассказ к развлекательному уровню чисто кассового фильма.

Он лишил картину всей эмоциональной и драматической сложности первоисточника. Синтии — Гарднер он отвел лишь место красавицы жены, печалящейся по поводу здоровья пострадавшего на охоте в Африке мужа. Поэтому нельзя винить актрису в том, что в ее дуэте с Грегори Пеком, исполнявшим роль Гарри Стрита, нет хе-мингуэевского психологического нерва, горького привкуса их подспудной, молчаливой борьбы, доходящей порой до взаимной ненависти, обусловленной тем, что Гарри был бедным писателем, а Синтия — богачкой, и этот брак, в который вкрались деньги, подрезал крылья его таланту.

Неузнаваемо исказив «Снега Килиманджаро», Кинг снова взялся за Хемингуэя, поставив фильм «И восходит солнце» (1957) с Авой Гарднер в роли Бретт Эшли. В центре картины оказалась не трагедия «потерянного поколения», как в романе, но ставшая единственной тема несостоявшейся любви Джейка и Бретт, обращенная режиссером в чуждую подлиннику религиозную сторону. Несмотря на то что эти фильмы были далеки от первоисточников, по которым сняты, они пользовались успехом у широкого зрителя и создали Гарднер имидж серьезной актрисы.

Новая большая роль герцогини Альбы в истори-ко-биографическом фильме о художнике Гойе «Обнаженная маха» Генри Костера (1958) дала возможность Аве предстать на экране во всем блеске своих драматических возможностей и красоты. В ярком, постановочном, костюмном произведении Гарднер создала образ умной, сильной и несколько загадочной женщины с трагической судьбой. Альба — Гарднер свободолюбива и бесстрашна. Она подчиняет своему влиянию всех — даже испанского короля. Полюбив Гойю, она находит в себе силы отказаться от собственного счастья ради того, чтобы художник мог спокойно создавать свои шедевры, не страшась инквизиции.

Но все же лучшей ролью конца 50-х годов мы назвали бы роль Мойры Дэвидсон в ленте Стенли Крамера «На последнем берегу» (1959). В этом трагическом фильме Ава Гарднер создает образ светской красавицы, бессмысленно растратившей жизнь на пустые флирты, общение с ничтожными мелкими людьми и прозревшей на пороге надвигающейся смерти. Она мучительно захотела цельности, сильного чувства, но на это, увы, у нее уже не осталось времени. Красота Мойры резко контрастировала с ее поведением, особенно в начале фильма — бесконечные выпивки, истерики, скандальные сцены.

Гарднер великолепно сумела передать ужас своей героини перед надвигающимся концом. Через пятнадцать лет актриса повторяет похожую коллизию — прозрение на краю гибели — в роли Реми Графф в фильме «Землетрясение» (1974) Марка Робсона. Драматический талант актрисы получил международное признание: в 1964 г. ей был присужден приз XII МКФ в Сен-Себастьяне за исполнение роли Мэк-син Фолк в картине «Ночь игуаны» Джона Хьюстона по пьесе Т. Уильямса. Гарднер сыграла в кино более шестидесяти ролей.

Это были самые разные героини, но почти всех их объединяла неудовлетворенность, неуспокоенность, присущая всем, даже королевам. Слова императрицы Элизабет в романтической ленте «Майерлинг» (1968) Теренса Янга: «Мы комедианты, которым надо играть до конца» можно применить и к самой Аве Гарднер. Она снималась в кино долго, органично перешла к возрастным ролям, не теряя привлекательности даже в старости. Ее личная жизнь — бурные бракоразводные процессы и судебные разбирательства были известны публике так же хорошо, как и ее роли. Обо всем этом широко писала пресса, подогревая еще больший зрительский интерес к красавице звезде. Она была замужем трижды: за киноактером Микки Руни (1942—1943), за музыкантом Арти Шо (1945—1947), а с 1951 по 1957-й за киноактером и певцом Фрэнком Синатрой.

Ава Гарднер снималась не только в США, но и в Испании и Англии, где жила затем до самой смерти.