Ехать ли учить язык за границу?

Вы здесь

12 Июл 2006 - 04:00
Ехать ли учить язык за границу?

Это звучит заманчиво: поехать учить язык за границей! Окунуться в тамошнюю жизнь, в быт - словом, в то, что хитро называется "языковой средой". И заботливые родители сразу готовы поверить: заложник их надежд и амбиций не только посмотрит страну, познакомится с разными там британцами и французами, но и хорошо и правильно заговорит и преодолеет языковой барьер.

Что обещает реклама? Как известно, большая часть школ английского языка сосредоточена в Великобритании, в Ирландии и на Мальте. Мы не будем заниматься сравнительным анализом, наверняка, в каждой из этих стран есть и хорошие школы, и средние. Набор услуг везде примерно сходный: проживание либо в лагере, либо в семьях, уроки каждый день (для подростков - примерно 4,5 часа ежедневно), экскурсии, отдых и спорт (соревнования, купание в море и т.п.).

В зависимости от стоимости курса, в классе может быть и пять, и десять человек. По прибытии ребенок проходит тестирование, на котором определяется его уровень языковых знаний. Проживание в семьях, как обещают образовательные агентства, дает дополнительную языковую практику, уроки ведут опытные преподаватели, обладающие сертификатом "Обучение английскому как иностранному" (TEFL).

Чего стоит ожидать Взрослые, которые побывали на подобных курсах, очень советуют определиться с целями приезда в языковую школу. Одно дело, если для поступления на престижную работу нужен fluent English, и совсем другое - если просто хочется общаться на бытовом уровне на отдыхе в разных странах. В первом случае, как говорят очевидцы, ни месяца, ни двух, ни даже шести не достаточно!

"За три месяца я начала изъясняться несложными фразами, правда, до сих пор мой английский был ужасен", "шесть месяцев занятий по 8 часов в день - и меня немного начали понимать местные жители..." - вот некоторые из отзывов бывших и нынешних учащихся.

Один из наших соотечественников грустно признается: "сижу в Новой Зеландии уже 7 месяцев, учу язык. Занимаюсь 8 часов в день, и за это время поднялся с уровня "начинающего" на уровень "выше среднего". Общаюсь мало, в основном смотрю телевизор, слушаю радио, читаю книги и пишу письма в интернете. И часто думаю о том, насколько дешевле то же самое обошлось бы мне в России…

" Конечно, дети не могут учиться 8 часов в день. Они вообще порой не хотят учить язык. И даже четыре часа в день для 10-летнего человека бывают непосильной нагрузкой. Особенно в том случае, если у него нет реального желания учиться. Проживание в англоязычной семье порой становится дополнительным стрессом: ведь на Западе не принято плотно опекать школьников. Поэтому здесь все решает везение.

Некоторые семьи вникают во все проблемы ребенка, провожают и встречают из школы, помогают ориентироваться в незнакомой стране. А самое главное - терпеливы к ломаному языку, на котором с ними разговаривает юный постоялец. Другие же ограничиваются оговоренными в контракте едой, комнатой для ночлега и необходимыми удобствами. Им попросту неохота напрягаться, вникая в косноязычие ребенка.

Таких не так уж мало, для многих семей размещение у себя в доме студентов просто бизнес, дополнительный (а то и единственный) заработок. Как это бывает Мария Дробышева - преподаватель английского языка одного из лучших учебных заведений страны - Санкт-Петербургского университета.

Имея многолетнюю практику работы со студентами филологического факультета (кафедры английской литературы и перевода), она недавно побывала в одной из известных школ английского языка в качестве руководителя группы детей. Школа расположена в Гастингсе, небольшом английском городке и пользуется популярностью у молодежи разных стран. Из России приехали дети 10-12 и 15-16 лет. После тестирования их распределили по группам.

Некоторые дети жаловались, что уровень группы не соответствует их подготовке. Это произошло оттого, что тестирование весьма приблизительно и не дает объективной оценки знаний. Побывав на занятиях, Мария была несколько разочарована. Оказалось, что во всей школе лишь один-два преподавателя действительно профессиональны.

А основную массу учителей составляли студенты, сотрудники службы приема гостей и те, кого принято называть "волонтерами". Какой-либо четкой программы обучения Мария не увидела. Но была неприятно удивлена обстановкой на уроках. Понятно, что в Англии принята более демократичная форма ведения занятия. Но наши дети, привыкшие к дисциплине, воспринимают свободу передвижения и отсутствие требований как призыв к развлечению и отдыху.

Если у ребенка нет явно выраженного желания научиться чему-либо, он не напрягается. И никто его не заставляет что-либо делать. Именно поэтому, по мнению Марии Дробышевой, не стоит посылать на подобные курсы детей моложе 14 лет. Особенно если они сами не слишком-то хотят этого. Даже пресловутое погружение в языковую среду не дает никакого эффекта. Дети так устают на занятиях, что в свободное время уже не испытывают никакого желания складывать иностранные слова в предложения.

Они замыкаются, осваивают язык жестов или общаются исключительно со своими, русскоязычными. Особенно это касается детей с низким уровнем владения языком. Они теряются, чувствуют себя ущербными и даже не пытаются говорить. Что же касается культурной программы и активного отдыха, все это было, как и обещала реклама.

Две-три экскурсии, пара спортивных соревнований, маленький бассейн - по словам Марии, все с некоторым налетом самодеятельности. Если к этому добавить, что многие из пятнадцати-шестнадцатилетних подростков, не стесненных родительским оком и деньгами, большую часть времени проводили в пабах и на дискотеках, а от "Тетриса" не могли оторваться ни возле парламента, ни рядом с Букингемским дворцом, то возникает вопрос о целесообразности поездки. И все же…

Сказанное не означает, что на языковых школах нужно поставить крест и учить язык исключительно дома. Есть ситуации, когда необходимо вырваться из привычной среды, услышать живой язык и увидеть то, о чем так долго читал. Специалисты считают, что языковая школа за границей полезна тем детям, которые интенсивно изучают язык хотя бы два-три года, то есть обладают уровнем выше среднего; проявляют искреннее любопытство к стране этого языка, достаточно о ней читали и представляют, что именно им хотелось бы посмотреть.

При этом надо ясно понимать, что фундаментальные знания на коротких курсах не будут получены. (Самые популярные учебники, по которым работают практически все краткосрочные языковые школы, почти не дают навыков письма, полной грамматики и рассчитаны на обучение бытовой речи). Но вполне возможен слом языкового барьера - преодоление страха перед употреблением даже знакомых слов.

Правда, для этого требуется минимум месяц. Одно- и двухнедельные курсы - это практически бессмысленная трата денег. Если есть выбор, то ехать нужно все же в Англию. Как остроумно выразился один из взрослых студентов: "иностранец, говорящий по-английски с ирландским акцентом, выглядит дико…"

Даже и в английских городах порой встречаются такой акцент, который потом трудно изжить. Представьте, что англичанин учит русский, к примеру, в Харькове. Или в Вологде… Таким образом, хорошие города для учебы - Лондон и его окрестности, Оксфорд и Кембридж. Почему - даже не будем объяснять.

При выборе между проживанием в лагере и в семьях, предпочтительнее все же семья. Потому что в лагере дети склонны неизбежно "сбиваться" в группы по языковому принципу. (Это взрослые волевым усилием общаются только с иностранцами, дабы не говорить на родном языке). В семье же, при возможных трудностях, ребенок будет слышать английский, а это уже немало. Но главное "и все же" касается того, что можно сделать дома, в России.

Обучение языку - дело сложное, длинное и не терпящее суеты. Систематические (на протяжении пяти-шести лет) занятия с хорошим преподавателем, который владеет не только языком, но и методикой обучения, не сможет заменить ничто и никто! Терпение, целеустремленность, постоянное расширение словарного запаса, чтение книг, интернет, телевидение (слава Богу, сейчас мы можем смотреть и Би-би-си, и американские каналы), фильмы, газеты…

Все это требует усилий и времени - но лучше, как ни обидно, ничего до сих пор не придумано.