История моды в его руках

Вы здесь

Александр Васильев - человек, который не нуждается в особых представлениях, ибо сегодня он - один из самых популярных лекторов по истории моды. Энциклопедичность знаний, тонкий юмор, искусство воссоздавать в своих рассказах живые образы любой эпохи, мастерское владение вниманием аудитории сделали Александра Васильева кумиром для всех, кто интересуется модой.

Александр родился 8 декабря 1958 года в Москве, в театральной семье, и с самого детства питал необъяснимый интерес к одежде прошлого времени. Родители не препятствовали странным занятиям мальчика, который мог часами перебирать горы старой одежды, выискивать на помойках выброшенные платья и украшения, изучать фотографии из старых журналов... Каким-то чудом советский период зомбирования личности не оставил никаких следов в душе будущего мэтра, и после того, как в возрасте 24 лет Александр Васильев переехал в Париж, он стал тем, кем мы знаем его сегодня - всеми любимым историком моды, автором выдающихся книг, коллекционером и уникальным преподавателем.

Мы встретились с Александром одним из майских вечеров после очередной его лекции в Москве, чтобы побеседовать о современной моде, дизайнерах и искусстве быть стильно одетой в любой ситуации.
 
Александр Васильев, историк моды и коллеционер

Osinka: Александр, пожалуйста, пару слов о Ваших замечательных книгах "Красота в изгнании" и "Русская мода". Что характеризует каждую из них?

Александр Васильев: "Красота в изгнании", как вы знаете, стала бестселлером и выдержала 5 изданий и еще есть одно - 6-ое англоязычное издание в Нью-Йорке. Я помню, что когда я над ней работал, мне было трудно найти издателя, который бы согласился ее опубликовать, потому что никто не верил в ее успех.

Эта книга о работе русских эмигрантов в области моды. В ней я впервые для России и для всего мира открыл имена тех замечательных дизайнеров, которые работали в мире моды в прошлом в Париже, в Берлине, в Константинополе. Около 50 Домов Высокой моды были созданы русскими эмигрантами за границей. Я проследил историю большинства из них и, можно сказать, открыл главу национальной гордости и самосознания. Потому что многие упорно думали, что русская мода началась если не с Юдашкина, то с Зайцева, а до этого ничего не было. Это конечно не так.Я надеюсь, что этой книой я расширил кругозор для многих. И, может быть, это и есть причина успеха этой книги и интерес к ней, который абсолютно не угасает вот уже столько лет. И каждый раз, когда я ее привожу, она раскупается моментально!

Вторая книга - "150 лет русской моды" - рассказывает о развитии моды от 1850 до 2000 года, в ней 2000 иллюстраций и 450 страниц текста, я это уже наизусть знаю. Она очень интересна тем, что я подвел итог творчеству модельеров России на протяжении очень, очень долгого периода, вывел константы русской моды, обозначил границы русского стиля, влияния на моду и также выявил массу неизвестных имен дизайнеров, которые очень успешно трудились на этом поприще в мире. А это важно знать, потому что не надо постоянно думать о том, что мы что-то изобретаем. Мы должны просто жить с уверенностью, что у нас очень большая история моды, именно российской моды, что мы можем многим гордиться!

Osinka: Я слышала про Ваши семинары в Литве, где ученицы могут провести с Вами 10 дней в живом общении. Расскажите, пожалуйста, подробнее - что это за семинары и что ждет курсанток?

Александр Васильев: Я рад дать отсылку на мой сайт - vassiliev.info - для тех, кто хочет узнать об этом побольше. Там будет объявление о моей школе. Надо сказать, что для тех, кто занят в течении года и хочет поучиться у меня, я могу предложить летние занятия у себя в школе в Литве в августе. Недельные курсы или двухнедельные курсы в зависимости от их желания. Средняя стоимость курса - с проживанием 700 евро в неделю, без проживания 350 евро в неделю. Ежедневно курсанток ждет три часа теоретических занятий с диапозитивами, на которых они узнают историю моды 20 века, тенденции современной моды, научатся анализировать тенденции и воспринимать их правильно, а также три часа практических занятий, т.е. 6 часов занятий в день. Практические занятия связаны с посещением домов высокой моды, ателье, реставрационных мастерских, выставок костюмов, дворцов и музеев.

Osinka: Александр, Вы проводите семинары, пишете книги, следите за событиями в стране и в мире, бываете на светских мероприятиях и показах мод... Как Вы все успеваете? И при такой насыщенной жизни находите время для себя и для творчества?

Александр Васильев: Хороший вопрос. Потому что я планирую свою жизнь наперед. Понимаете, после жизни почти четверть века за границей ко времени относишься не по-русски. В России время не ценят, поэтому все в стрессе и в опозданиях. Не ценят ни свое, ни чужое время. Я очень ценю и свое, и чужое, поэтому я веду дневник записей. Я планирую все свои действия заранее - я знаю, что я буду делать в каждый определенный момент моего дня. И не допускаю экспромта. Я не могу, если я договорился с журналистом, вклинить еще какого-то человека сюда же, к примеру. В России часто делают: "Сейчас еще кто-то подойдет, один человек и я одновременно...". Или, скажем, если у меня есть встречи и между ними только 40 минут, я никогда не вклиню кого-то еще, потому что я знаю, что физически не будет возможности доехать до места встречи.

Osinka: Александр, Вы всегда жизнерадостны и оптимистичны. Ни разу не видела Вас в плохом настроении или раздраженным...

Александр Васильев: Я сдерживаю, контролирую себя и стараюсь думать только о хорошем. Плохое нас догонит само. Поэтому я каждый раз стараюсь найти позитивное в каждой ситуации. И со мной бывает, что я злюсь, но я злюсь на себя и нахожу, что в большинстве случаев я сам виноват во всем. И еще, я не имею тенденцию сваливать на других свои проблемы и считаю, что каждый человек должен найти выход из проблемы сам и вовсе ни кто-то другой должен это сделать.

Osinka: У Вас есть какая-то глобальная цель?

Александр Васильев: Да, есть. Быть полезным. Не себе, я уже себе полезен, а людям. И соединить прошлое с будущим. И я делаю все для того, чтобы наше сегодняшнее поколение не чувствовало себя совершенно безродными, а это тенденция сегодняшнего дня. Я думал, что Россия будет искать свои корни, она их не ищет. И ищет свое прошлое только в Советском Союзе, которому только и есть 80 лет. Сейчас главная тенденция нового века вспоминать сталинское время, хрущевское, брежневское, идеализировать то, что было во время войны, после войны, при покорении космоса, при Валентине Терешковой. Однако, я напомню нашим читателям, что прошлое России тысячелетней давности. И сводить все это к последним 80 годам очень неверно. Это очень недальновидная политика, так как у людей без прошлого, я скажу категорично, нет будущего.

Osinka: Вы постоянно изучаете моду прошлого, но при этом наверняка отслеживаете и моду современности? Какие в ней прослеживаются тенденции и связи с мировыми событиями?

Александр Васильев: Это хороший вопрос! Вы знаете, дело складывается следующим образом: на моду очень сильно влияет политика, но также на моду сильнейшим образом влияет и климат, и экология, и искусство - живопись, кино, архитектура, балет, современная музыка... Очень сильно влияют конечно военные действия, покорение космоса. На это сильно влияют болезни. СПИД, например, очень сильно повлиял.

Osinka: Как он отразился на самой моде?

Александр Васильев: На появлении несексуальных форм в белье в 90-е годы, когда эпидемия было очень значительна и не было лекарств. Отразилась это также на формах, на цветовой гамме в эпоху мрачного желания не соблазнять, очень характерного для первой половины 90-х годов. Затем, на моду, конечно, влияют видные личности современности. Скажем, певица Мадонна, или принцесса Диана английская, или леди Маргаретт Тетчер, или Жаклин Кеннеди. Эти образы или просто символы современности транслируются в моде. Прическа "Алла Пугачева", прическа "Раиса". Примеры, правда? Затем, безусловно кинодивы, желание подражать Гретте Гарбо, Марлен Дитрих, Любови Орловой, Людмиле Гурченко. Это очень важно. Конечно же на моду тоже влияют открытия, открытия новых технологий в производстве тканей, новых красителей и т.д.

Osinka: Мне бы хотелось продолжить тему моды современности. Что характерно именно для наших годов в моде? И какими в истории моды, на Ваш взгляд, останутся нулевые годы?

Александр Васильев: Я думаю, что ретроспективными. Нулевые годы, т.е. начало века, будут в первую очередь связаны с тем, как мы интерпретировали историю. А мы ее все время перефразируем, все время стараемся вспомнить послевоенные 50-е, или короткие 60-е, или хипповые 70-е, или, скажем, широкоплечие 80-е. И мода все время ретроспективно ретранслирует все, что мы видели в прошлом.

Второе, на что я хочу обратить ваше внимание, это то, что у нас очень сильно изменилось за эти годы отношение к женской красоте. Эти изменения, на мой взгляд, особенно сильно связаны с тем, что в Европе часто женщины доминируют над мужчинами количественно, особенно это выражено в России, где по статистике женщин около 60 % населения, если не 65%, т.е. это абсолютно подавляющее большинство. А в политике они пока не играют никакой роли. Все должно быть наоборот, страна должна управляться женщинами, а не мужчинами... В Думе, я бы хотел, чтобы было 65% женщин и 35% мужчин - было бы спокойнее. Согласны?

И другое, как я уже сказал, совсем другое отношение к женщине. В чем же это выражется? Мне кажется, что сейчас мода на странность во внешности, не на красоту в обычном понимании, а скорее на какой-то недостаток. Например, главное направление 2000-х годов азиатского, и я бы даже сказал, индийского происхождения - это мода на пирсинг, металлические гайки, которые вставляют в губу, в язык, чего никогда не было раньше. И даже в Москве это очень видно. И в результате этого женщины часто заведомо себя уродуют в классическом понимании, потому что этого требует мода. Затем, конечно, абсолютный фашизм с точки зрения фигуры. Побеждают только стройные красавицы - это есть фашизм, а все полненькие уходят в тень.

Osinka: Т.е. культ худого тела - это фашизм?

Александр Васильев: Да - это фашизм. Это фашизм по отношению к другим. Потому что, конечно, полных женщин гораздо больше, чем худых. Потому что они матери, они кормят. Поэтому это страшное желание - носить обнаженный животик, чтобы показать, что он стройный. Это значит - заставить других страдать еще больше и заставить мужчин оборачиваться именно из-за их недостатка.

Затем 2000-е годы очень сильно повлияли на характер мужской моды, когда нестандартные черты, уродливая внешность стала цениться. Например, бритые головы. Очень считаются ценными татуировки, гайки и пирсинги, которые не украшают мужчину, они его делают более диким, но, может быть, и более притягивающим из-за элемента опасности, который внедряется во внешность. Мужчины больше напоминают деклассированный элемент, т.е. опасный элемент в обществе. И это притягивает женщин.

Osinka: Я бы хотела Вас спросить о влиянии, так сказать, "голубой культуры" на моду...

Александр Васильев: Оно огромное, всепоглощающее... Вы знаете, это ни для кого не секрет, что приблизительно 95% всех дизайнеров-мужчин имеют нетрадиционную ориентацию. Я даже с трудом назову трех, которые были бы традиционными... Большинство дизайнеров творит для себя. Они, рисуя женский силуэт, одевают себя. Себя, но не мужчину. Поэтому они часто делают утрированный силуэт, который женщине не был бы свойственен, но мужчине-трансви очень бы подошел. И это очень важно.

Osinka: Но почему нетрадиционно ориентированные мужчины создают именно женскую моду?

Александр Васильев: Ну как же! Натуральные мужчины, как их называют в России, созданы для того, чтобы женщину раздевать, а другие мужчины созданы для того, чтобы женщину одевать. Вот и все! Вот в этом и вся загадка! Почему гетеросексуальный мужчина не может ничего создать для женщины? Потому что он хочет ее видеть раздетой. У него другая направленность. А вот сублимировать женщину, ее причесывать, украшать, возвеличивать, делать из нее диву - кто будет? Ведь все парикмахеры, стилисты, гримеры - почти что все тоже геи.

Надо любить моду такой, какая она есть. Она не изменится. Я знаю, что в России очень странное ко всему этому отношение. Многие мои студентки говорят: "О! Какой кошмар! Я и не знала, что он голубой. Но теперь уж точно не буду у него покупать трусики или юбку". Это глупо! Потому что другого не будет. Я вам расскажу пример. Когда убили Джанни Версаче, то конечно же везде, во всех СМИ было написано, что его убил его любовник. В Москве тогда был бутик Джанни Версаче. И один из его покупателей, очень таких популярных покупателей, сказал: "Какой кошмар! Это я одевался, столько денег потратил на этого педика! Никогда больше не буду. Перехожу от вас к Жан Франко Ферре". Но Жан Франко Ферре - точно такой же гомосексуалист как Джанни Версаче!

Если женщина подходит к моде с точки зрения сексуальной ориентации мужчины-дизайнера - это полная глупость. Она должна любить или не-любить результат его творчества, а не его сексуальную ориентацию. Она же с ним спать не собирается, и самое главное, он - с ней тоже! Она для него только клиентка. Поэтому, милые девушки, выбирайте больше то, что подходит вам по стилю, по вашей комплекции, по цвету ваших глаз, по цвету ваших волос. И старайтесь не выглядеть вульгарно, потому что вульгарных девушек на улицах очень много.

Osinka: Александр, Ваш совет женщинам. Как всегда выглядеть стильной и хорошо одетой?

Александр Васильев: Когда они смотрят на себя в зеркало, они должны всегда думать о том, что можно было бы убрать, а не о том, что бы такого добавить. Лучше меньше, да лучше. И потом, дамы все-таки всегда должны ориентироваться на свой социальный статус, на свой возраст, на свои возможности. И стараться не выглядеть смешной, потому что это убивает женщину.

Осинка: Есть ли беспроигрышные варианты?

Александр Васильев: Нет. Но я могу кое-что посоветовать. Конечно, широкие вещи более элегантны, чем обтягивающие. Черное платье тоже всегда выглядит элегантно. Нитка белого жемчуга и черное платье - это почти всегда хорошо!

Интервью: Журнал о моде и шитье "Осинка.ру"
 

Рекомендуем