Будущее начинается сегодняЭра трехмерных интерфейсов не за горами

Вы здесь

10 Июл 2006 - 04:00
Будущее начинается сегодняЭра трехмерных интерфейсов не за горами

Автор:
Игорь Варнавский

На сегодняшний день сложилась довольно странная ситуация. Видеокарты бесстыдно меряются длиной мегагерц с процессорами, щеголяют всеми видами шейдеров и в один присест заглатывают неисчислимые миллионы полигонов... тем не менее их мощь не используется нигде, кроме игр. Операционные системы и прикладные программы как были, так и остались двухмерными, современные видеокарты для них — существа из другой галактики. Подружить их может лишь появление интерфейсов нового типа — трехмерных.

Трехмерный интерфейс — это, грубо говоря, все тот же рабочий стол, но объемный. В данный момент разрабатывается несколько проектов такого рода, однако ни один из них еще не доведен до ума.
 
Самой, пожалуй, любопытной попыткой “отрехмерить” систему можно назвать Looking Glass Project. В отличие от обычных плоских интерфейсов, окна здесь полупрозрачные и потому не перекрывают друг друга, а при наведении на них курсора становятся четче. Ненужные окна можно “припарковать” с краю экрана: захватываешь его мышью, оттаскиваешь на “обочину” — и оно само поворачивается градусов эдак на 60. В таком виде окно занимает минимум места, при этом текст на нем остается вполне читабельным. На “корешке” пишется название документа (это удобно, когда наслаиваются несколько “припаркованных” окон). Приложения можно сворачивать и на панель задач, причем там отображаются их уменьшенные изображения (а не однотипные закладки с одними лишь заголовками), так что сразу понятно, где какой документ. Виртуальных рабочих столов Looking Glass Project сразу три, причем у каждого из них есть свои особенности. Программа давно доступна для скачивания, но мы не стали выкладывать ее на диск, потому что, во-первых, она очень сложна в установке (как и все проекты с открытыми исходниками), а во-вторых, для нее требуется Java 2 SE Development Kit, который весит под сотню кэгэ. Если вы все же хотите попробовать, скачайте обе утилиты с сайта https://lg3d-core.dev.java.net.
 
В Metisse, еще одном известном трехмерном интерфейсе, ставка тоже сделана на операции с окнами. Здесь их можно всячески крутить, вертеть, отдалять, приближать — в общем, извращаться с ними всеми мыслимыми способами. Ничем другим утилита похвастаться не может, поэтому мы тоже не стали класть ее на диск (самостоятельно ознакомиться с ней вы можете по адресу insitu.lri.fr/~chapuis/metisse).

Куда больше возможностей в 3Dtop. Сразу видно, что ее создатели действительно думали об удобстве пользователей. Утилита не заменяет собой рабочий стол, она загружается в память как отдельная программа, послушно сворачивается на  
3Dtop
 
панель задач по нажатию Alt+Tab и совершенно не тормозит (до этого мы еще не видели ни одной программы для “отрехмеривания” системы, работающей со сколько-нибудь приличной скоростью). Установка ей не требуется, да и весит она всего ничего — меньше 200 Кбайт. Выглядит программа как некая плоскость, над которой закреплены ярлыки и открытые документы. Трехмерность высвобождает уйму свободного места (см. скриншоты), но накладывает некоторые ограничения. Если на плоском интерфейсе вы можете мгновенно передвинуть курсор туда, куда вам нужно, то здесь некоторые объекты могут перекрывать друг друга, поэтому вам придется “подлетать” к ним с другой стороны. Это не слишком удобно и отнимает немало времени, особенно если вы собираетесь всерьез использовать 3Dtop. Ускорить перемещение можно, расставив повсюду специальные флажки, клик по которым сразу же переносит вас к нему. Навигация осуществляется примерно так же, как и в трехмерных играх: курсорные клавиши крутят камеру по окружности и изменяют угол ее наклона (при нажатом Shift кнопки “Вверх” и “Вниз” двигают ее по горизонтали); мышь дублирует их функции плюс позволяет “хватать” объекты и перемещать их в любом направлении. Цвет фона поддается настройке, но лучше оставить его однотонным (иначе ни зги не видно). Нужный в данный момент документ (или какой-то другой объект) можно подсветить прожектором.
 
Кроме полноценных 3D-интерфейсов существуют программки, отрехмеривающие не всю систему, а только какой-то из ее элементов. Desktop Dreamspaces, например, запускает на рабочем столе в качестве фона красивейшие видеоролики. В случае тормозов ролики можно остановить в любой момент времени или снизить их качество. В платной версии доступно шесть дополнительных видеофрагментов и сногсшибательная заставка.
 
Icon3D тоже не претендует на звание полноценного трехмерного интерфейса, это просто панелька для размещения иконок. Ей можно придать форму самых разных геометрических фигур (кубик, кольцо, сфера и так далее), на каждой из которых помещается по одному ярлыку. Поскольку этих граней у фигур достаточно много, получается очень компактно и удобно.

Современные трехмерные интерфейсы еще не в состоянии обеспечить тот комфорт и удобство, к которым мы привыкли в обычных интерфейсах. Это пока что эксперименты, попытка заглянуть в будущее и представить, каким оно будет. И будущее это уже не за горами: в следующем году выходит новая операционная система Microsoft Longhorn, и в ней уже будет поддержка таких интерфейсов. Люди, пересадившие весь мир с командной строки на “окна”, наверняка смогут приучить этот же самый мир и к объемным интерфейсам. Не исключено, что уже через год мы будем недоумевать, как это мы раньше работали в двух плоскостях...