Бесплатный, но не сырВсе, что вы хотели узнать о freeware, но боялись спросить

Вы здесь
Бесплатный, но не сырВсе, что вы хотели узнать о freeware, но боялись спросить

По неведомым причинам многие люди часто путают freeware и программы с открытыми исходными кодами (Open Source), поэтому для начала дадим небольшое пояснение. Freeware — это бесплатные программы, но их исходные коды могут быть как закрытыми, так и открытыми (в этом случае обычно говорят, что приложение распространяется на условиях General Public License — софт общего пользования). Исходные коды же Open Source-проектов всегда открыты (это значит, что любой человек имеет право на беспрепятственное внесение изменений в исходники и распространение программы в таком виде), но бесплатным такой софт бывает далеко не всегда. Теперь, когда мы расставили все закорючки на “й” и провели четкую демаркационную линию между терминами “freeware” и “Open Source”, попробуем ответить на не менее насущный вопрос — а зачем разработчики вообще создают бесплатные программы? Но сначала — небольшой экскурс в историю. Freeware© Термин “freeware” появился в 1982 году, когда двое американских программистов, Эндрю Флюгльман (Andrew Fluegelman) и Джим Кнопф (Jim Knopf; он же — Джим "Кнопка" (Jim Button)), создали две утилитки — PC-Talk и PC-File соответственно. Они не стали брать деньги за эти программы, а отпустили их в свободное плавание, т.е. разрешили копировать всем и вся. В документации к ним было написано, что те, кому понравятся эти приложения, могут отправить денежное вознаграждение ее авторам. Для распространения программы на этих условиях Флюгльман придумал термин “freeware”, но, забыв об опыте IBM (помните, откуда взялось понятие “IBM PC”?), запатентовал его. Таким образом, использовать это слово без разрешения Флюгльмана стало нельзя. Увы, PC-Talk, в отличие от творения Джима Кнопфа, не получила признания и была быстро забыта. Куда успешнее оказался другой программист, Боб Уоллейс (Bob Wallace), написавший в 1983 году текстовый редактор PC-Write, распространять который он стал на тех же условиях. Взять термин “freeware” было нельзя, поэтому Уоллес обозвал свою программу shareware. Спустя год к нему обратился Нельсон Форд (Nelson Ford), один из основоположников идеи условно-бесплатных программ, с вопросом, можно ли использовать это слово для описания своей программы. Уоллес поступил намного благоразумнее Флюгльмана — он не стал устанавливать никаких запретов, а сразу дал согласие. Благодаря этому термин “shareware” за короткое время получил широкое распространение и стал употребляться повсеместно. А вскоре то же самое случилось и со словом “freeware”: Флюгльман к тому времени утратил интерес к PC-Talk, а придумать более удачный термин никто не смог до сих пор. Именно с этого момента понятие “freeware” стало обозначать бесплатные программы. И вновь дает о себе знать двойственность этого термина — изначально freeware называли то, что являлось shareware (в современной трактовке). Бесплатный платный софт Так зачем все-таки люди выпускают бесплатные программы? Что это — трезвый расчет или все-таки альтруизм? Это может показаться странным, но чаще всего имеет место именно трезвый расчет — примеров, когда более-менее серьезный софт (именно серьезный, мы не затрагиваем мелкие freeware-программы, коих мириады) пишут “просто так”, не рассчитывая на извлечение прибыли, довольно мало, и они, скорее, являются исключением, подтверждающим правило, нежели тенденцией. Обычно это бывает либо тогда, когда программист изначально пишет приложение для самого себя (и затем делает его общедоступным), либо тогда, когда утилита вроде бы и полезна, но не настолько, чтобы требовать за нее деньги (при этом платных аналогов у такой программы может не быть из-за ее слишком узкой специализации). Таких приложений очень много, но практически все они малоизвестны — куда большей популярностью пользуется тот бесплатный софт, который с самого начала создавался для получения прибыли. Чаще всего freeware-программы выпускают для продвижения платного софта. За примерами ходить далеко не придется — всем известно, что те же DivX и WinAmp, установленные на компьютере каждого второго пользователя, распространяются именно по такой схеме: усеченная модификация программы, в которой отсутствуют некоторые функции, бесплатна, а вот для того, чтобы заполучить более продвинутую версию, придется раскошелиться. Расчет разработчиков более чем очевиден — человек, попробовав приложение и убедившись в его эффективности, наверняка захочет приобрести полную версию. Иногда девелоперы поступают немного по-другому: полная версия приложения изначально остается бесплатной, а плагины, расширяющие функциональность утилиты, делают платными. На таких условиях распространяется, например, медиапросмотрщик IrfanView, о котором мы писали в восьмом номере за этот год. Не меньшие прибыли может приносить и реклама. Чаще всего этот способ используют создатели софта, ориентированного на интернет (браузеры, менеджеры закачек, почтовые или ftp-клиенты и т.п.). Самостоятельно искать рекламодателей не придется: в мире уже давно существует фирмы, которые оказывают содействие в размещении рекламы. Первопроходцем на этом поле выступила компания Aureate Media (ныне Radiate, предложившая простой и эффективный способ: они выдают разработчикам специальный код, встраивающий в программу рекламный баннер, а последние интегрируют этот код в свою программу. Приложение постоянно поддерживает связь с сервером Radiate, который как раз и определяет, какую рекламу показывать в данный момент, а авторам выплачивается определенная сумма денег, исчисляемая исходя из количества загрузок баннера или числа кликов на него. Поправить свое финансовое положение можно также за счет рекламы на сайте, посвященном программе. Постоянный приток посетителей может обеспечить неплохой доход. Freeware — это еще и отличный способ заработать известность. Зайдите на любой софтовый сайт: каждый день здесь появляются десятки новых программ, одна лучше другой, и затеряться на их фоне не просто легко, а очень легко, даже если программа действительно представляет из себя нечто стоящее. А вот если софт бесплатный, есть шанс, что на него сразу же обратят внимание и рецензенты (ведь им не придется клянчить у авторов серийник и морочить голову с регистрацией), и пользователи — особенно если за большинство других программ такого рода требуют мзду. Когда же утилита станет известной, а имя компании-разработчика будет у всех на слуху, можно заняться выпуском платных программ — ведь люди, как правило, выбирают только знакомые бренды. Такой метод использует, например, компания WestByte, создатель Download Master — лучшего download-менеджера на сегодняшний день : две их программы — Download Master и GetBar — абсолютно бесплатны, а за остальные придется выложить денежку. Значение брендинга понимают все. Та же Microsoft, к примеру, не особенно заморачивается на борьбе с пиратами, справедливо полагая, что это лишь способствует повышению популярности ее продуктов. Хорошая репутация — это самая ценная составляющая в активе любой компании. Кстати, именно угроза пиратства зачастую толкает разработчиков к переводу своих приложений на принципы freeware: если программа бесплатна, не нужно тратить средства на изведение пиратов и системы защиты, которые, к тому же, жутко раздражают людей (посмотрите, сколько ругани по поводу StarForce). Сделав свою программу бесплатной, можно решить и куда более масштабные задачи — скажем, осуществить захват рынка. Самый яркий пример программы такого рода — Internet Explorer. В середине 90-х гг. руководство Microsoft, прошляпившее бум интернета, решилось на завоевание рынка браузеров. Задача казалась неразрешимой, ведь доминирующее положение тогда занимал браузер Netscape Navigator, и казалось, сбросить его с пьедестала просто невозможно (с ним работали 90% пользователей). Тогда Microsoft начала распространять свой браузер бесплатно и... не прогадала. В короткий срок Internet Explorer завоевал рынок и вытеснил Netscape Navigator. А когда редмондовцы впихнули его в Windows, у “Навигатора” вообще не осталось никаких шансов (неотъемлемой частью операционной системы Internet Explorer стал лишь в Windows 98). Схожим образом поступила и Adobe, чья программа Acrobat Reader, предназначенная для чтения электронной документации (PDF-файлов), уже давно превратилась в общепризнанный стандарт, в первую очередь, за счет своей бесплатности (при этом софт для создания PDF — платный). Разумеется, одна лишь бесплатность не станет решающим фактором — чтобы добиться успеха, нужно сделать такую программу, которая как минимум не уступала бы конкурентам (люди хоть и любят халяву, но пользоваться будут только самым лучшим софтом). А это уже требует больших усилий и солидных вложений. Впрочем, победитель в накладе не останется — захваченный рынок (пусть даже и бесплатных программ) многого стоит. Схожим образом рассуждают и те, кто не берет денег за программы, а предлагает бесплатно зарегистрироваться (см. русскоязычный WinRAR). В таких случаях в софт обычно встраивается напоминание о необходимости регистрации, досаждающее пользователям до тех пор, пока они этого не сделают (как вариант, можно дать обещание регулярно оповещать об апдейтах). Регистрационную форму часто снабжают анкетой с несколькими вопросами, за счет чего можно получить массу статистических данных. Собранная информация поможет составить впечатление о том, чего хотят пользователи, чем они недовольны, etc, т.е. поможет понять, в каком направлении надо развивать свой продукт. Отличным способом заявить о себе является реклама других программ. Написав какое-либо приложение на базе малоизвестной утилиты, можно сделать его бесплатным и указать, что при создании этой программы использовалась такая-то программа. Пользователи, ознакомившись с бесплатной “наживкой”, почти наверняка заинтересуются софтом, на основе которого она была сделана. Нередки случаи, когда программы распространяются бесплатно в качестве довеска к чему-либо. В роли “чего-либо” выступает обычно какое-то другое приложение (естественно, недешевое) либо железо. Авторы за это получают небольшие отчисления. Одно время пользовалась популярностью идея “бесплатный софт, платная поддержка”. На первый взгляд — данная схема выглядит перспективной, но если копнуть поглубже, выяснится, что это самый короткий путь к банкротству. Давайте подумаем, когда возникает необходимость в поддержке? Очевидно, тогда, когда с софтом возникают какие-то проблемы. И чем чаще будут возникать эти проблемы, тем выше будут доходы разработчиков. При таком раскладе у создателей исчезают всякие стимулы к дальнейшему развитию программы. Зачем им ее совершенствовать, если это не даст ничего, кроме падения прибылей? Не получила признания и еще одна экзотическая модель — когда программы выдаются бесплатно, но за их использование взимается плата. Нетрудно догадаться, что в таком случае разработчикам придется встраивать в приложение какие-то шпионские модули (дабы проконтролировать процесс использования софта), а это уже, извините, перебор. Впрочем, возможно, время этой модели еще просто не пришло: по слухам, держатели консолей (в первую очередь речь идет о Sony и Microsoft; Nintendo к онлайну относится крайне отрицательно) в будущем хотят отказаться от продажи игр на съемных носителях, а будут загружать их на приставку прямо из Сети (размеры платежа в этом случае будут зависеть от времени игры). То же самое, скорее всего, случится и с компьютерными играми (а значит — и со всем остальным софтом). Это подтверждается и заявлением Билла Гейтса, сделанным в июле этого года. По его словам, эпоха сменных носителей подходит к концу и примерно к 2010 году (всего лишь через пять лет!) они навсегда канут в Лету.

Рекомендуем