Райс ввела нелепый оборот в отношении России

Вы здесь

30 Июн 2006 - 04:00

Вчера главы внешнеполитических ведомств стран G8 обсуждали в Москве международные проблемы и подготовку к июльскому саммиту. Во встрече приняли участие главы МИД России, Италии, Германии, Великобритании, Японии, Франции, Канады, а также глава МИД Австрии в качестве представителя страны-председателя Евросоюза. Последней на встречу прибыла госсекретарь США Кондолиза Райс.

Министры обсудили пути борьбы с терроризмом, в том числе меры по предотвращению доступа террористов к материалам, из которых может быть произведено оружие массового уничтожения. Объектом пристального внимания стала также иранская ядерная программа, ситуация на Ближнем Востоке, в Ираке, Афганистане, Косове и на Корейском полуострове.

Все указанные регионы в той или иной форме являются полем для американских геополитических экспериментов, но ситуация там стабильнее не становится. Внешняя политика США плодит очередные "горячие точки", что не может не вызывать беспокойства остальных мировых игроков, и в первую очередь – России. Попытки вдохнуть жизнь в заявленное некогда российско-американское "стратегическое партнерство" носят все более искусственный характер: ведь партнерство предполагает диалог, в ходе которого согласовываются взаимные интересы сторон, а не монолог одной стороны, которая настойчиво пытается протолкнуть свои интересы, не особо спрашивая при этом мнения партнеров.

Вот и на этот раз американцы остались верны себе и постарались использовать прошедшее в Москве совещание, чтобы заручиться поддержкой остальных ведущих мировых держав. Прежде всего, по вопросу о ядерной программе Ирана. 5 июля было обозначено в качестве крайнего срока для ответа Тегерана на предложения мирового сообщества, настаивающего на отказе этой страны от обогащения урана на собственной территории. "Мы разочарованы отсутствием официальной реакции Ирана на это позитивное предложение. Мы ожидаем услышать четкий и предметный ответ Ирана на эти предложения на встрече высокого представителя ЕС Хавьера Соланы и секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани, запланированной на 5 июля, а также скорейшего завершения этих обсуждений", – говорится в заявлении министров иностранных дел, под которым есть и подпись Сергея Лаврова. При этом не совсем ясно, насколько эти "конструктивные предложения" были изначально приемлемы для иранской стороны.

В ходе совещания, по словам российского министра, обсуждался широкий круг вопросов, однако комментарии Лаврова были довольно неопределенными. Например, он сообщил, что участники совещания высказали поддержку правительству Ирака, и выразил благодарность за единую позицию в отношении "варварского акта по захвату и убийству сотрудников российского посольства в Ираке". Однако в реальности, как только дело доходит до принятия конкретных политических решений, "единая позиция" куда-то улетучивается. Так, после убийства российских дипломатов Россия предложила принять резолюцию Совета безопасности ООН, в которой предлагалось призвать правительство Ирака и многонациональные силы "предпринять меры, нацеленные на укрепление безопасности иностранных дипломатических миссий в Ираке и их сотрудников". Однако и американские, и британские дипломаты выразили несогласие с формулировками российского проекта резолюции.

В вопросе об энергетической безопасности стороны также демонстрировали внешнее единство, однако из их ответов следует недвусмысленный вывод: под термином "энергетическая безопасность" они понимают совершенно разные вещи. Если Кондолиза Райс говорила, что "все участники глобального рынка озабочены тем, чтобы энергетические потоки и их регулируемость не были обоснованы политическими мотивами", то Сергей Лавров – о "необходимости руководствоваться едиными правилами игры", определяемыми рынком.

Не обошлось и без традиционных намеков на якобы существующие в России проблемы с "демократией", причем здесь был введен в оборот новый и довольно нелепый эвфемизм. "Соединенные Штаты внимательно следят за тем, как Россия осуществляет демократический транзит", – заявила на итоговой пресс-конференции Райс, отвечая на вопрос о состоянии демократии в России. Госпожа госсекретарь подчеркнула, что "во время этого процесса у нас возникали вопросы, и мы всегда их задавали и будем продолжать задавать, если они будут возникать". Таким образом, Райс подтвердила, что Соединенные Штаты не намерены отказываться от практики вмешательства во внутренние дела России. Впрочем, оговорилась Райс, со времен ее первого визита в СССР в 1979 году "в этой стране (надо полагать, Райс имела в виду Россию – "Y") очень многое изменилось". Лавров в долгу не остался: "В 1979 году я тоже был в США, и там тоже с тех пор многое изменилось, и мы тоже это обсуждаем", – ехидно заметил он. В то же время, по словам Лаврова, внутрироссийскую ситуацию участники встречи не обсуждали.

Актуализация вопроса о "демократии в России", а также обсуждение "имперской политики Москвы" в отношении Украины, Грузии и Молдавии грозят обессмыслить предстоящий саммит в Санкт-Петербурге, превратив его в пустую говорильню. Видимо, осознавая эту опасность, министры заявили, что не обсуждали и проблему Чечни, которая относится к разряду внутрироссийских, а ряд вопросов, касающихся отношений России со странами СНГ, перевели в раздел "прочее". Не актуальна больше и проблема бойкота предстоящего саммита со стороны президента США, к чему его настойчиво призывали американские "ястребы". Райс такую возможность отрицала: "Это не так, потому что я здесь".

Кстати, пока госсекретарь Соединенных Штатов рассуждала о "демократическом транзите", американский президент потерпел довольно крупное поражение в собственной стране. Верховный суд постановил: Джордж Буш превысил свои полномочия, приказав создать трибуналы на американской базе Гуантанамо, где содержатся подозреваемые в терроризме. По мнению судей, существование этих трибуналов противоречит американским законам и Женевским конвенциям по обращению с пленными, сообщает Associated Press.

Таким образом, на откровенное пренебрежение администрацией Буша нормами международного права обратили внимание уже и судьи Верховного суда США – инстанции, пользующейся в этой стране большим влиянием и уважением. Однако вряд ли это решение способно остудить пыл американского руководства, продолжающего продвигать "демократию по-американски" по всему миру.