Законен ли виртуальный диплом?

Вы здесь

9 Июн 2006 - 04:00
Законен ли виртуальный диплом?

С каждым годом дистанционное обучение набирает все большие обороты. Но до недавнего времени статус диплома, который выдавался по окончанию такого курса, был сомнительным. Какие-же перспективы ожидают сегодня обладателя "виртуального" сертификата?

Ждем-с...

Мой приятель-системщик в середине 90-х познакомился с девушкой в интернете. Сейчас девушка - его жена, и в их семье уже трое детей. Моя пожилая тетушка продала недавно дачу. Через интернет. Пенсионеры-родители организовали через интернет бурение скважины на своем дачном участке. Для меня самым серьезным делом, сделанным через интернет, была пока что покупка холодильника (вся процедура, включая выбор модели, заняла 20 минут). Зато каждый день приходится использовать сеть для всяких мелких надобностей: письмо написать, погоду узнать, почитать газету, купить запчасти к компьютеру и фотоаппарату, а иногда и продукты.

Парадокс, но, наверное, единственное, чего до сих пор нельзя было сделать в России через интернет, это официально получить дистанционное образование. С выдачей диплома государственного образца. Впрочем, очень скоро ситуация должна измениться. Со следующего учебного года дистанционное образование, вероятно, можно будет получить в России вполне легально. Законопроект о поправках к законам "Об образовании" и "О высшем и послевузовском образовании", регламентирующий дистанционное обучение в вузах, средних специальных учебных заведениях и даже в школе, находится сейчас на рассмотрении в Госдуме.

Правительство в целом поддерживает этот документ. Законопроект предусматривает пункт, согласно которому обучающиеся в дистанционной форме будут обладать правом на получение документов об образовании наравне с остальными учащимися данного учреждения. В законопроекте сказано также, что решение образовательного учреждения ввести дистанционное обучение не влечет за собой увеличения нормативов его финансирования. Иными словами, дистанционное образование может быть только платным, хотя, конечно, студенту оно обойдется на порядок дешевле, чем обучение на платном отделении в очной форме. Представляя закон, заместитель председателя комитета по образованию и науке Олег Смолин подчеркнул, что главная цель системы дистанционного образования - индивидуализировать обучение, создать систему непрерывного (и при этом не слишком дорогого) образования для работающих граждан. Наконец, инвалиды смогут получить качественное образование в домашних условиях.

Как это будет?

На самом деле эксперимент по внедрению дистанционных форм образования, прежде всего, высшего, начат в России в 1997 году. Начат он был по инициативе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и Современного гуманитарного института (СГИ). В эксперименте приняли участие и другие вузы с различными формами собственности (см. список). Вузами-участниками было создано 588 учебных центров, где прошло обучение более 206 тыс. студентов и слушателей и работало более 13 тыс. преподавателей. Ряд руководителей вузов-участников был даже удостоен премии правительства Российской Федерации в области образования за 2000 год. Все это позволяет надеяться, что уже очень скоро дистанционное образование будет в России легализовано. Как же на деле будет происходить дистанционное обучение? Вузами - участниками эксперимента были отработаны различные технологии, которые можно условно разделить на три группы.

КОМПЛЕКСНЫЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ

Эта группа технологий основана на самостоятельном изучении студентом печатных и мультимедийных учебных материалов, предоставляемых в форме кейса, однако существенное место отведено и очным формам занятий: установочным лекциям, семинарам, тренингам, моделирующим профессиональную деятельность, консультациям и контрольным работам. Компьютерные сети используются в основном для консультаций, для проведения конференций, переписки и получения информации из электронных библиотек и баз данных вузов.

Кейс-технологии - это наименее радикальный способ перехода к дистанционному обучению и для вуза, и для студента.

Вузы - приверженцы кейс-технологий - это ВЗФЭИ, РУДН, МИМ ЛИНК, МГИУ, МЭСИ, Воронежский экономико-правовой институт, Владимирский государственный университет, Московская финансово-юридическая академия (МФЮА), Московский институт экономики и права, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Особого подхода к использованию кейс-технологий придерживается МИМ ЛИНК (эта форма образования была опробована вузом совместно со Школой бизнеса Британского открытого университета).

Учебно-методические материалы, используемые в этом случае, отличаются принципиальной ориентацией на практическую деятельность обучаемых. Ключевую роль играют преподаватели-тьюторы, главная задача которых - помочь студенту практически сразу же применить получаемые знания в его продолжающейся профессиональной деятельности.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Эти технологии основаны на широком использовании компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных студентам через глобальную сеть интернет и локальные компьютерные сети (интранет). Доля и роль очных занятий здесь существенно меньше, чем в кейс-технологиях. На основе компьютерных сетей и специализированных программных средств функционирует система открытого образования МЭСИ, которая включает собственно МЭСИ, ММИЭИФП и Международный институт гостиничного менеджмента и туризма.

Все три вуза используют единый учебный сервер с размещенными на нем электронными учебниками, их профессора и преподаватели, участвующие в дистанционном обучении студентов, объединены в одну команду. Все учебные материалы, размещенные на интернет-сервере, по заключении договора становятся доступны студенту для самостоятельного изучения. Через интернет есть возможность связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты. Экзамены сдаются в ближайшем к студенту центре. По отдельным дисциплинам разрабатываются мультимедийные обучающие материалы, которые размещены на CD.

Кроме электронных учебников, эта система содержит следующие инструменты: доску объявлений; электронные распределенные семинары, которые проводятся в режиме форумов в распределенном времени в соответствии с графиком; чат, предназначенный для проведения дискуссий преподавателей и студентов в режиме реального времени; внутреннюю электронную почту, с помощью которой проводятся консультации по соответствующим курсам лекций.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ СЕТИ И СПУТНИКОВЫЕ КАНАЛЫ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

Технологию, основанную на обучении с помощью телевидения и спутниковых каналов передачи данных, разработал и применяет Современный гуманитарный институт. Коллектив института создал систему, позволяющую обеспечивать 200 учебных центров (филиалов и представительств) в России и СНГ цифровыми библиотечными ресурсами, вести телевизионные занятия по четырем каналам. По всем дисциплинам разработан стандартный набор занятий в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Это лекции, тренинги, тестирование, консультации по интернету в асинхронном режиме, обеспечивающие контакт студентов всех учебных центров с преподавателями, и т.д. В конце учебного курса сдается также письменный экзамен. Для поддержания системы на местах созданы 23 экстерриториальные кафедры в 127 городах России.

"Глюки" исключаются?

Все бы хорошо, но каждый, кто имел дело с российскими интернет-провайдерами и телефонными сетями, понимает, что даже детально продуманная система обучения может быть дискредитирована банальными техническими сбоями, в которых, как у нас принято считать, "никто не виноват".

Многие пользователи собрали уже коллекцию ответов провайдеров на вопрос "Почему нет связи?". От "Проверьте исправность вашего оборудования..." до "На улице дождь, кабель промок..." Что же, и вуз сможет списывать сбои в своей работе на технологические проблемы? В Министерстве образования РФ уверяют, что право вести дистанционное обучение получат только вузы, предусмотревшие устранение серьезных технических неполадок. Готовность каждого конкретного вуза к приему "виртуальных" студентов будет подтверждаться приказом Минобразования после проверки по утвержденной Минобром методике. Вуз должен будет доказать, что количество и пропускная способность (скорость) каналов связи действительно обеспечивает возможность дистанционного обучения заявленного им определенного количества студентов (а предельная численность дистанционно обучающихся будет указана в лицензии вуза).

Вопреки расхожему мнению, для дистанционного образования совершенно не обязательно будет иметь дома качественный доступ в интернет и даже компьютер. Министерство образования настаивает на том, чтобы все студенты обеспечивались (при их желании) в самом вузе, его филиале или представительстве учебными рабочими местами, оснащенными всем необходимым для дистанционного обучения с учетом сменности. Рабочие места должны соответствовать всем "СНИПам" (строительным нормам и правилам) и "САНПИНам" (санитарным правилам и нормам). Вуз должен будет обеспечить каждому студенту доступ к средствам дистанционного обучения и основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения соответствующей образовательной программы.

Если вы хотите заниматься дома, вы сможете арендовать у вуза компьютер и другое нужное оборудование на время учебы. Контрольные работы и экзамены вуз может принимать и традиционными методами, и с использованием электронных средств (электронное тестирование, например), но при этом должна быть обеспечена идентификация личности экзаменуемого. Но и это еще не все. Вуз должен будет дать возможность дистанционным студентам пройти учебную и производственную практику, предусмотренную государственными образовательными стандартами по изучаемой ими специальности. Только при соблюдении всех этих условий ваше обучение будет считаться полноценным и вуз получит "добро" от министерства.

Вы согласны? Распишитесь!

Помимо требований технического характера, на вузы, готовые принимать "виртуальных" студентов, будет налагаться ряд юридических ограничений. Абитуриентам полезно знать и об этих строгостях: легче будет сразу отсеять заведомо недобросовестные предложения, которые, конечно, могут появиться и в интернете, и в рекламных объявлениях в прессе. Прежде всего, нужно быть уверенным, что по специальности, которая вас интересует, в принципе разрешено дистанционное обучение.

Как предполагается рассматриваемым сейчас законопроектом, по тем профессиям и специальностям, обучение которым в очно-заочной (вечерней), заочной и в форме экстерната сейчас не допускается, могут быть введены ограничения на их освоение посредством дистанционных образовательных технологий в порядке, установленном правительством Российской Федерации. Кроме того, необходимо помнить, что на все специальности, преподаваемые дистанционно, распространяются те же правила аттестации и государственной аккредитации, что и при обучении этим специальностям в традиционной форме.

Законодатели и представители правительства на сегодня еще не пришли к согласию относительно льгот, предоставляемым обучающимся дистанционно по аналогии с прочими студентами, прежде всего это касается права на учебный отпуск и бесплатный проезд к месту учебы и сдачи экзаменов. Но, скорее всего, "виртуальные" студенты будут несколько "поражены в правах". Есть и еще один пока не урегулированный момент: действующее законодательство позволяет вести образовательную деятельность только филиалам вузов, но никак не представительствам. Однако Министерство образования и сами вузы рассчитывают, что право на дистанционное обучение представительства все же вскоре получат. В общем, все эти моменты лучше заранее уточнить в приемной комиссии перед подачей документов, чтобы впоследствии не стать жертвой неувязок в законодательстве.

Но вот, наконец, вы стали "дистанционным" студентом. Помните, однако, что каким бы виртуальным ни был процесс обучения, вуз обязан хранить сведения о вашей промежуточной и итоговой аттестации, как и в старые добрые времена, на бумажном носителе, так же как и ваши личные документы. В приложении к диплому, который вы получите по завершении образования, будет сказано: "Образовательная программа освоена посредством дистанционных образовательных технологий". Прежде чем приступить к дистанционному изучению образовательных программ, вы должны быть ознакомлены со всеми условиями обучения под расписку. Впрочем, под документами, которые требуется собственноручно заверить, вы можете поставить и цифровую подпись. Закон это уже позволяет - была бы техническая возможность. Документы, заверенные цифровой подписью, которые вы можете получить от представителей вуза, также вполне действительны и "полноценны".

Что ж, вы готовы учиться в виртуальном вузе? Распишитесь!

Все вузы, ведущие дистанционное обучение, естественно, представлены в интернете. Но для начала, чтобы не заблудиться в сети и составить общее представление о рынке виртуальных образовательных услуг (причем не только в России, но и за рубежом), лучше всего посетить раздел "Дистанционное образование" на сервере Минобразования РФ по адресу

Российские вузы, участвовавшие в эксперименте по внедрению дистанционных форм образования:

  1. Владимирский государственный университет
  2. Воронежский экономико-правовой институт
  3. Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ), Москва
  4. Казанский государственный технический университет
  5. Международный институт менеджмента "ЛИНК" (МИМ ЛИНК)
  6. Международный институт экономики и права (Москва)
  7. Московский государственный институт электронной техники (технический университет)
  8. Московский государственный индустриальный университет (МГИУ)
  9. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
  10. Московская финансово-юридическая академия (МФЮА)
  11. Российская академия государственной службы при Президенте РФ (Москва)
  12. Российский университет дружбы народов (РУДН)
  13. Современный гуманитарный институт (Москва)
  14. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права (ММИЭИФП)
  15. Международный университет бизнеса и новых технологий (институт) (Ярославль)
  16. Международный институт гостиничного менеджмента и туризма

Нина Широкова