Учеба в парусной школе История получения корочки международного образца.

Вы здесь

21 Авг 2008 - 04:00

В августе этого года я решил, что пора начинать парусную карьеру, а начинать ее логичнее всего с обучения. Сначала пытался договориться со школой Гокова в Мармарисе, но поскольку они не отвечали в течение месяца, стал искать альтернативу. И нашел, причем там же, в Мармарисе. Попутно узнал, что самая общепризнанная система обучения - RYA, или Британская Королевская Яхтенная Ассоциация. В общем, договорился на две недели обучения, на Day Skipper и Coastal Skipper. Что это такое - расскажу позже. С 11 по 18 октября учился на Day Skipper, с 18 по 25 - на Coastal Skipper. Я заранее не знал, сколько продлится поездка, поэтому купил билет в один конец. Летел через Анталью, откуда в Мармарис ходит автобус, причем идет он почти всю ночь, и гостиница в Мармарисе мне не понадобилась.

Уже на месте познакомился с остальными учениками, или точнее сказать курсантами. Никита и Андрей, отец с сыном из Москвы, ходили в гонку на яхте в Подмосковье, неплохо знали яхтенную терминологию и вообще теорию управления яхтой. Андрей настроен со временем получить диплом Yachtmaster. Никита тоже в общем не прочь продолжить обучение. Они помогали и мешали друг другу.

Саша, тоже из Москвы, имеет опыт управления моторными яхтами и сертификат, увлекается морской рыбалкой. Приехал в первую очередь понять, интересны ли ему паруса. Понял. Теперь думает о покупке яхты.

Роберт из Израиля, не говорит по-русски (что в значительной степени спасло его нервы), ходил раньше с друзьями. Для человека в возрасте за 60 учеба на яхте - смелый поступок. Продиктован в первую очередь стремлением к безопасности. С легкой руки Саши стал Иванычем.

Колин (он же Коля), инструктор. Англичанин, провел полжизни в море. Попал в Турцию давно и случайно. Теперь свободно говорит по-турецки и в даже в матче Турция-Англия болеет за Турцию. На редкость спокойный и уравновешенный товарищ. Держал ситуацию на борту под контролем, поэтому позволял делать практически все. Опытный инструктор, знает, как сделать жизнь яхтсмена проще, а жизнь курсанта - сложнее. Любимое выражение - interesting, объясняет отношение к жизни.

Тимур, он же я. Приехал учиться и искать работу. Имел опыт около 1000 миль, в том числе в сложных погодных условиях. Хорошо понимает по-английски, говорит несколько хуже, что компенсируется общительностью. Морскую терминологию путает. Однако знает, за какую веревку подергать, чтобы яхта пошла быстрее, чем и был занят почти все время. Впоследствии подключился к процессу обучения других.

Главным героем учебного процесса была конечно же она, яхта. Немолодая по меркам чартера, 14 лет. Французская, Юксель-VII. Имя, как у королевской особы, выдает принадлежность к знатной семье. Из рода Бенету-390. Происхождение обеспечивает ей хорошие ходовые качества, мы обходили яхты гораздо большего размера. А также множество "французских приколов", как их называет Колин. Например щиток приборов двигателя расположен так, что посмотреть на него рулевой может только в положении... ну в общем надо сильно скрючиться, чтобы его увидеть, да и то в перевернутом виде. А еще почти все рундуки для продуктов подходят только для хранения бутылок, что объясняется видимо французской диетой: вино и сыр. Или вот кнопка "комфорт", которая включает помпу душевой кабины. А если открыть рундук кокпита, то столик закроется, а все что на нем стоит полетит на пол. Ну и так далее, приколов много, но они действительно затмеваются ее ходовыми качествами, иначе не держали бы ее столько времени в качестве учебной яхты.

Говорят, есть команда шведов, которые из года в год приезжают в Мармарис и выигрывают на ней различные гонки. Это очень сильная команда, они даже не разговаривают в процессе гонки, чтобы не выдавать другим участникам своих замыслов (ага, многие понимают шведский) и потому что им это не нужно. Но ведь не зря ребята забронировали именно эту яхту на несколько лет вперед. И закупили комплект кевларовых парусов.

В первый день мы не особо напрягались, немного походили под мотором, немного походили под парусами, встали на якорь, даже купались. Потом опять немного прошлись под парусами, пришвартовались и отужинали в хорошем месте. Немного для одного дня, но достаточно для первого. Больше и не надо, чтобы привыкнуть к яхте, привыкнуть друг к другу. Впечатлений в первый день всегда много, а учеба - это не марш-бросок.

В последующие дни каждый из нас становился шкипером на день, или day skipper по-английски. Интересно, что каждый управлял яхтой по-своему. Выбирал свою стратегию передвижения, навигации и управления командой.

Также очень забавно, что Колин очень мало вмешивался в процесс управления. Разве что когда команда тихо саботировала власть Иваныча и принялась делать то, что надо было сделать, а не то, что сказал Иваныч. Единовластие было восстановлено быстро, очень настойчиво, но тихо. И как мне кажется не столько в интересах Роберта, сколько в интересах остальной команды. Ведь лучше один неважный шкипер, чем пять, пусть даже очень неплохих.

Поставить яхту на якорь очень просто. Вы выбираете достаточно просторное место с правильной глубиной и бросаете якорь. Затем вытравливаете достаточное количество цепи, проверяете как держит якорь, нет ли поблизости других лодок и глушите мотор. Все, команда может искупаться и перекурить. Другое дело, если вы встаете на якорь в тесной гавани и при этом швартуетесь кормой к пирсу. Даже в исполнении опытного экипажа такая швартовка уже зрелище. Можете себе представить, с каким интересом наблюдали соседи за швартовкой учебной яхты. А теперь вообразите, что учебная яхта проделывает это пять раз подряд, да еще во время массового выхода яхт из гавани. Выбирая для швартовки самые узкие места, для полноты учебного процесса. Мы были самым главным событием того утра в жизни многих яхтсменов.

Нас к тому моменту уже успели немного запомнить, потому что накануне мы отказались платить чаевые в ресторане. А все потому, что официанты обслуживали пришедших позднее немцев, а мы прождали полчаса. Правда потом мы у них отняли даже больше, поспорив насчет справедливости включенных в счет чаевых. Жаль, не помню названия того славного местечка, но постараюсь туда больше не приходить.

Вот скоро соберусь с силами, и расскажу, как мы заморочили турецкого рыбака, где люди по воде гуляют, как я на тузике едва не сбежал от яхты, как мы чуть не протаранили австрийскую яхту и как гулета чуть не протаранила нас и кто был бы во всем виноват. А также что делать, если поверх вашей якорной цепи лежит еще одна, как остановить яхту посреди моря, как рулить при заднем ходе и как разворачивать яхту на месте.

И самое главное - как остаться без диплома, проучившись неделю у Колина.