ЕЛЕНА ИСИНБАЕВА: "В ШКОЛЕ Я БЫЛА СЕРОЙ МЫШКОЙ"

Вы здесь

19 Авг 2008 - 04:00

Пожалуй, в современном российском спорте нет более успешной персоны, чем Елена Исинбаева. За последние полтора года 23-летняя спортсменка из Волгограда успела выиграть Олимпийские игры, зимние чемпионаты мира и Европы, установить 13 (!) мировых рекордов и стать лучшей легкоатлеткой планеты. Победы достаются ей вроде бы легко и непринужденно. Лишь пообщавшись с Еленой Исинбаевой поближе, наш корреспондент понял, что внутри этой всегда веселой, жизнерадостной девушки прячется хладнокровный, расчетливый боец.

- Сколько вас наблюдаю, вы все время разная: то открытая и доброжелательная, то жесткая и колючая. Какая Исинбаева настоящая?

- Мой знак Зодиака - Близнецы. Видимо, это и влияет на характер. В секторе я зверь, а по жизни - добрая. Стараюсь никому не отказывать в помощи. А если говорю "нет", потом долго терзаюсь: может, все-таки надо было помочь? И еще я до сих пор верю в волшебство.

- А оно существует?

- Случается. Знаете, в детстве я затаив дыхание ждала Нового года, загадывала самые сокровенные желания. Некоторые из них исполнились. Для меня и сейчас Нового года без елки не существует. Пусть мы с сестрой уже повзрослели, пусть Деда Мороза нет, но хотя бы маленькая елочка в доме должна присутствовать.

- Вы выросли в небогатой семье и вынуждены были донашивать вещи за мамой. Сверстники обычно реагируют на это жестокими насмешками...

- Точно, было такое. В школе я вообще имела репутацию серой мышки: мальчишки надо мной издевались, дергали за косички.

- Учительнице на обидчиков жаловались?

- Что вы, я всегда давала сдачи. В основном словом, хотя и драться тоже приходилось. С мальчишками - из-за косичек, с девочками - по другим поводам...

- Неужели из-за кавалеров?

- Вот уж нет. Пусть из-за меня дерутся, а я сама - никогда.

- Когда серая мышка исчезла?

- После победы на Всемирных юношеских играх в Москве в 1998 году. К тому времени я уже сменила гимнастику на легкую атлетику. Тогда и отношение одноклассников поменялось. Все вдруг стали добрые и приветливые.

"Демонстративно не замечаю соперниц в секторе"

- В секторе вы всегда держитесь обособленно, надеваете темные очки или натягиваете глубоко на глаза бейсболку. Такую манеру поведения вы придумали сами или кто-то посоветовал?

- Это пришло со временем. Сейчас в секторе ко мне слишком много внимания: фотографы, телекамеры... Чтобы не отвлекаться, я надеваю кепку и ухожу в себя. Настраиваюсь на прыжок. В таком состоянии я могу находиться любое количество времени.

- О чем думаете?

- Обо всем на свете, кроме прыжков. Очередь мыслей о прыжке наступает, когда надо идти в сектор.

- Вы как-то цитировали слова знаменитого пловца Александра Попова о том, что соперников следует психологически подавлять еще на старте. Каким образом?

- Высокомерно-пренебрежительным взглядом, манерами. Я демонстративно не замечаю соперниц в секторе, для меня они не существуют. За пределами стадиона я могу поздороваться, поговорить. На стадионе - никогда. Сильный человек это выдержит, слабый - сломается. Пока все в основном ломаются.

- Ваши неприязненные слова в адрес партнерши по сборной Светланы Феофановой - тоже разновидность морального давления?

- Я о Свете ничего плохого не говорила. Реагировала в ее адрес, только когда ваши коллеги начинали ставить мне ее в пример. Одна журналистка даже заявила, что я должна быть Феофановой за что-то благодарна. Разве я могла отреагировать на это спокойно?

- В одном из интервью прочитал: вам проще, когда соперницы вас ненавидят. Тоже элемент психологической борьбы?

- Конечно. Пусть конкурентки раздраженно реагируют на меня: то плечом заденут, то наступят на шест. Я в ответ только улыбаюсь, а они - выходят из себя.

- В свое время примерно так же вел себя в секторе и легендарный Сергей Бубка. Может, это он вас таким премудростям научил?

- Специально Бубка меня ничему не учил. Он просто вспоминал о психологических приемах, к которым прибегал в секторе, а я кое-что из его рассказов почерпнула.

"Вокруг меня достаточно зависти"

- Вы - красивая, знаменитая, обеспеченная. Чувствуете, что многих людей привлекает в вас именно это?

- Естественно, и это не может не коробить. Остается одно - отбирать самых достойных. Если я вижу, что человек тянется только к моей славе или деньгам, я отстраняю его от себя. Но если кому-то хочется просто поздороваться со мной или пообщаться, почему нет? Я никого не отталкиваю, хотя свои знакомства фильтрую.

- Проколы случались?

- Не слишком серьезные, чтобы вспоминать о них. Я продолжаю здороваться с этими людьми, но себе сказала: "Жаль..."

- Считается, что знаменитостей окружают зависть и злоба.

- Вокруг меня зависти достаточно. Стараюсь искать от нее защиту у самых близких людей - у родителей, сестры. И еще - у тренера. Им я могу стопроцентно довериться, хотя и они не всесильны. Когда я проиграла чемпионат мира-2003, многие радовались этому. В лицо выражали сочувствие: мол, не расстраивайся, ты все равно лучшая. А потом в сторонке злорадно потирали руки: дескать, наконец-то Исинбаева продула.

- Было больно?

- Больно... Я вообще очень тяжело переношу проигрыши. Хорошо хоть, что из каждой ошибки можно извлечь урок. Перед каждым стартом я вспоминаю то свое состояние: как меня тогда жгла обида... И пытаюсь сделать все, чтобы избежать его.

- Таким девушкам, как вы, бывает трудно подобрать себе достойных кавалеров.

- Хотите сказать, что мужчины боятся сильных, независимых женщин? (Смеется.) Знаю-знаю, мы это уже проходили. Сейчас я встречаюсь с парнем, который тренируется в той же самой группе, что и я. Мне кажется, он искренне рад моим успехам и ничуть не завидует.

"От роли террористки отказалась"

- В российских городах к людям с южной внешностью относятся с пристрастием. Документы часто приходится предъявлять?

- Сейчас, как правило, меня узнают в лицо - даже в Москве, не говоря уже о родном Волгограде. А раньше частенько останавливали, проверяли паспорт. Относилась к этому спокойно, ведь у милиции работа такая. Хотя однажды я едва не стала террористкой.

- В каком смысле?

- Незадолго до Игр в Афинах меня пригласили на съемки фильма в Голливуд. Главную роль играл Том Круз, а я должна была выступить в качестве террористки. По сценарию в конце ее убивали. Естественно, я от этого предложения отказалась.

- Потому что террористка?

- Потому что должны были убить. Да и роль эпизодическая. Вот если бы главная...

- Терроризм принес нашей стране немало горя. Как вы восприняли случившееся в Беслане?

- (меняется в лице) Это было ужасно... Погибло столько детей! Считаю, такое прощать нельзя. Нужно обязательно найти и наказать виновных. Я в это время находилась на соревнованиях за рубежом и узнала о случившемся с опозданием. В первую минуту стало очень страшно...

- Недавно вы побывали на родине своего отца - в Дагестане. Ехать туда не боялись?

- Охрана была обеспечена, ведь нас принимали на высшем уровне - председатель правительства республики, мэр Дербента... В мою честь даже бочку коньяка заложили! Дали продегустировать несколько сортов - шестидесятого года, еще какой-то. Правда, я в коньяках особенно не разбираюсь, поэтому напиток на меня сильного впечатления не произвел.

"Президент переживал за меня в Афинах"

- Последнее время вы ведете активную светскую жизнь. За модой следить успеваете?

- По мере возможности. Когда нахожусь за границей, стараюсь обязательно заглянуть в магазины - предпочитаю в основном марку "Эскада". Самое удачное приобретение? Наверное, шелковое вечернее платье красного цвета, которое я купила прошлой осенью. В нем я потом щеголяла на гала-вечере в Монако, где меня признали лучшей легкоатлеткой мира.

- Знаете, что вечернее платье полагается надевать только один раз?

- В прошлом году я появлялась в нем трижды - но в разных местах. Будем считать, особенно его не засветила. (Смеется.)

- За последнее время вы несколько раз встречались с Владимиром Путиным. Какое впечатление произвел президент?

- Видно, что он неравнодушен к спорту и искренне радуется успехам наших спортсменов. Когда мы встретились с ним на балу олимпийцев, он сказал, что я хорошо прыгаю и он рад моей победе. А потом в разговоре с кем-то из членов сборной добавил, что очень переживал за меня во время решающей попытки в Афинах.

- На балу олимпийцев вам доверили произнести ответное слово. Волновались?

- Об этом мне сказали за несколько часов до встречи. Предложили зачитать уже написанную речь по бумажке, но я отказалась - в таких случаях я обычно теряюсь. Решила сказать от себя. Сначала ужасно волновалась, но когда пришел Путин и встал рядом, мандраж куда-то исчез. "Он же такой же человек, как и мы, только президент", - подумала. И сразу успокоилась.

- Держать речь на публике сложнее, чем выступать в прыжковом секторе?

- Раньше я очень стеснялась вступать на пресс-конференциях перед журналистами. Сяду за стол и чувствую - меня прямо колотит. Сейчас вроде освоилась, хотя перед англоязычной прессой говорить еще сложно. Приходится заниматься самообразованием - читать книжки, переводить со словарем.

- Слышал, что в Волгограде вам собираются ставить памятник?

- Не только мне, но и двум другим олимпийским чемпионкам по легкой атлетике из Волгограда - Татьяне Лебедевой и Елене Слесаренко. Это задумка нашего местного скульптора Виктора Фетисова. Скульптура называется "Три грации", ее собираются разместить на одном из почетных мест города. В перспективе здесь будет разбита аллея, где воздвигнут скульптуры всем волгоградским олимпийским чемпионам. Она могла бы стать еще одной нашей достопримечательностью.

- Говорят, ставить памятник при жизни - плохая примета.

- Это не памятник, это - скульптура. Знаете, так хочется запечатлеть себя молодой! peoples.ru