Grand Theft Auto IV - обзор игры

Вы здесь

6 Июн 2008 - 04:00
Grand Theft Auto IV - обзор игры

Обзоры обычно читают по двум причинам. Самая очевидная из них – принять решение: покупать игру или нет. Но едва ли не чаще рецензию читают уже после прохождения игры, чтобы сравнить свои впечатления с мнением автора. А потом, в зависимости от статьи, либо поспорить с ним, либо выразить единодушие.

Но обзор GTA IV – случай особый. Тут не надо ломать голову – брать игру или нет. Что такое GTA и «с чем ее едят», теперь знают даже второклассники, а каждый третий из них и сам играет с попустительства бестолковых родителей. Что уж тогда говорить о ярых поклонниках в «самом соку» – Mature 17+! Владельцы next-gen-консолей наверняка успели не только купить четвертую часть, но уже и пройти ее вдоль и поперек (салют, камрады! дочитывайте статью, и добро пожаловать в комментарии!).

У разбитого корыта ожидания и неопределенности остались лишь ортодоксальные PC’шники (без обид, ребята, автор статьи – сам из таких), перед которыми стоит два вопроса: «Выйдет ли PC-версия игры?» и «Стоит ли ее ждать или проще плюнуть и купить консоль?». Что ж, забегая вперед, дадим столь важные ответы.

Итак, PC-версия игры до сих пор официально не анонсирована. Хотя и ходят упорные слухи, что она все-таки выйдет в ноябре этого года, это не более чем слухи. Но даже если предположить, что все эти домыслы – правда, мы искренне считаем, что изводить себя ожиданием целое лето – глупо. Если финансы позволяют – ноги в руки и вперед в магазин – за приставкой и заветной коробочкой!

Базовые сведения об игре общеизвестны. Поэтому в нашем обзоре мы постараемся избежать тупого перечисления в стиле «а еще в GTA IV можно делать это, это и вот это» и даже ни разу не упомянем главную шутку сезона – «зачем нужно жрать капусту, если есть картошка?» (ну, кроме вот этого раза, конечно). Вместо этого мы сосредоточимся на темах, освещенных в многочисленных рецензиях слабее всего, например, на недостатках игры, которые почему-то принято стыдливо замалчивать, и на мультиплеере.

А меньше всего внимания мы уделим сюжету, который укладывается в почти римскую по своей краткости (veni, vidi, vici) формулу: «Приплыл. Врубился. Раскрутился». Тем более что нехитрая история серба Нико Беллика и так уже пересказана на многие лады: сражался с албанцами в Косово, после войны по глупости связался с бандитами и в попытке уйти от их преследования отправился в Америку к двоюродному брату Роману.

Легкий флер трагичности слетает с Нико уже на первом десятке миссий. Бойкий серб быстро осваивается в Городе Свободы. Будучи втянутым по вине брата в криминальные разборки, он не тушуется, а наоборот – быстро примеряет на себя роль наемного убийцы, после чего начинает пачками отправлять на тот свет жителей Либерти-Сити: по контракту, за брата Рому, для друзей, «по понятиям» и (кто бы сомневался!) ради обновления личного автопарка. Все, наверное, помнят его сакраментальную фразу из первого трейлера игры: «Жизнь сложна. Я убивал людей, провозил людей, продавал людей. Может быть, здесь все будет по-другому». Так вот, ирония состоит в том, что в игре Нико ударяется в эту дешевую софистику, уже не раз и не два обагрив свои руки кровью. А в диалоге с одним из новых заказчиков он простодушно признается: «Я делаю это по нескольким причинам. Я умею это делать. За это платят. И мне нужны деньги». Вроде и удивляться нечему – в предыдущих GTA по части насилия было ровным счетом все то же самое. Однако из-за возросшей достоверности игрового мира, более «взрослого» сюжета и запредельного цинизма главного героя кажется, что четвертая часть – самая жестокая и кровавая. В пользу этого говорит заметный перекос сюжетных заданий в сторону «убей их всех», который здорово раздражает, особенно под занавес центральной истории. Оно, конечно, понятно – наемный убийца, nobles oblige и все такое, плюс новая удобная система автоприцеливания, которой не грех похвастаться перед игроками. Но, ради всего святого, зачем же из-за этого отказываться от традиционного миссионного ассорти в угоду тупому мочилову?

Несмотря на свою отмороженность, Нико не лишен грубого очарования, а сама игра в череде типовых миссий «угони, проучи и замочи» пару раз предоставляет лазейки для спасения души: некоторых жертв можно пощадить и отпустить с миром. К сожалению, другие сюжетные вилки по сути сводятся к выбору меньшего из двух зол. Поэтому не ведитесь на россказни наших коллег о нелинейности GTA IV, все эти «вариации» – просто разные вагончики одного и того же состава, мчащегося по сюжетным рельсам. Сам сюжет, кстати, весьма хорош – он удачно балансирует между драмой и комедией, а многочисленные персонажи этой истории зажигают так, что только держись! Кстати, современные игроки, приученные залпом осушать зрелищные экшны как чарку доброго вина, как один пытаются проделать этот же «алко-фокус» и с GTA IV. Большая ошибка! Да, в спринтерском темпе пробежаться по всем сюжетным миссиям игры вполне реально за два-три вечера. Но этот забег не принесет удовлетворения, не позволит полностью погрузиться в атмосферу игры и скроет от глаз «торопыги» минимум половину весьма любопытных деталей, в которые вложены сотни дизайнерских человеко-часов и миллионы долларов. Пройти игру таким образом – все равно что съесть котлету и десерт, запив компотом, а потом с кислой миной давиться кашей всухомятку.

GTA – одна из немногих игр, которая не только поощряет «манчкинство», но и делает его одним из важных и интересных элементов геймплея. Найдите «нычку» с бронежилетом, припрятанный дробовик, очередной лоток с хот-догами, который поможет восстановить здоровье, – и следующее задание уже не покажется вам сложным и обременительным. Наблюдательный игрок, пройдя лишь треть истории, уже знает «рыбные» места, где можно разжиться хорошим оружием, байком, спорткаром и вертолетом (речь, кстати, не про экскурсионные Helitours Maverick, которые исчезают во время выполнения миссий).