Фестиваль второй свежести

В субботу вечером в кинотеатре «Пушкинский» состоялось официальное закрытие 29−го Московского международного кинофестиваля. Десятидневный киномарафон завершился очередной победой российского фильма — третьей за последнее время. Несмотря на увеличившееся число фильмов — 200 картин, чем так гордится Никита Михалков, — качество самих картин, как конкурсных, так и внеконкурсных, оставляло желать лучшего. Смена организаторов прямо накануне начала мероприятия также не пошла на пользу ММКФ, а про будущее кинофестиваля теперь с надеждой говорят — «ну, может, юбилейный тридцатый кинофестиваль будет лучше?»

 

Официальные итоги 29−го ММКФ таковы. Главный приз получил фильм Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными».

 

Приз «За лучший фильм конкурса «Перспективы„» был вручен фильму «Монотонность» (Юрис Поскус, Латвия), лучшей исполнительницей женской роли признали Кирсти Стубо («Опиум», Венгрия / Германия / США), за лучшее исполнение мужской роли награжден Фабрис Лукини («Мольер», Франция), приз жюри получил «Русский треугольник» Алеко Цабадзе, приз за лучшую режиссерскую работу — Джузеппе Торнаторе («Незнакомка», Италия).

 

Обладателем специального приза «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К. С. Станиславского» под названием «Я верю» стал легендарный польский актер Даниэль Ольбрыхский.

 

Приз зрительских симпатий, порой гораздо лучше отражающий реальное положение вещей, был отдан двум конкурсным фильмам — «Мольер» (Лоран Тирар, Франция) и «Незнакомка» (Джузеппе Торнаторе, Италия). 

 

После раздачи призов президент ММКФ Никита Михалков поблагодарил создателей всех фильмов, которые были отобраны на фестиваль. «В этом году у нас впервые была полноценная конкурсная программа, которая могла бы быть представлена на любом международном кинофестивале», — сказал Михалков. Здесь бессменный лидер Московского кинофестиваля явно загнул: до уровня международного кинофестиваля класса «А» нынешний 29−й киносмотр не дотягивал практически ни по одному параметру.

 

За 10 дней кинозабега в 11 залах кинотеатра «Октябрь» более 100 000 зрителей смогли увидеть около 200 картин, 19 из которых были представлены в основном конкурсе, еще 10 в конкурсе «Перспективы». Остальные были распределены по многочисленным внеконкурсным программам  — «Гала-премьеры», «Китайский экстрим», «Московская эйфория», «Итальянское кино сегодня», «Прощай, СССР!», «Золотой век Голливудского мюзикла», «Далекие огни – звезды немого кино», «Год Китая в России», «Список Михалкова» и другие.

 

Однако столь внушительное количество фильмов никак не коррелировало с качеством картин. Помимо официальных итогов фестиваля многие вынесли для себя и другие – фестиваль год от года становиться все хуже. Причем это касается как кинопрограммы, так и фестивальной организации.

 

Везде по огромному кинотеатру «Октябрь» можно было слышать обрывки разговора «да, сдает кинофестиваль, смотреть практически нечего». Смотреть, и правда, было мало что. Искушенные московские зрители, привыкшие к тому, что им показывают качественные киноновинки, в этом году просто вставали и уходили из зала. А привычный ажиотаж, когда в зале яблоку негде упасть, а все проходы и лестницы забиты жаждущими приобщиться к важнейшему из искусств, остался в прошлом. Исключения случались, но на фоне такого масштабного количества картин их было совсем мало. Например, явно неравнодушными зрителей оставила «Незнакомка» Джузеппе Торнаторе, «21 год. Рожденные в СССР» Сергея Мирошниченко, фильм-биография Эдит Пиаф «Жизнь в розовом цвете», итальянский фильм «Мой брат – единственный ребенок в  семье» и картина из Эквадора «Как это далеко». 

 

Кроме «Незнакомки» целиком досматривались «Мольер», «Любовь со словарем», «Ничего личного», «Путешествие с домашними животными». С большинства оставшихся конкурсных картин все так же массово уходили. Лидером по зрительским уходам стал американская лента «Вива», наличие которой в конкурсной программе ММКФ вообще потрясло.

 

На протяжении всего фестиваля в программе регулярно происходили сбои, информация на сайте очень часто не соответствовала действительности, а после сравнения фильма и его краткого описания в фестивальной книжке вообще возникали подозрения, что писавшие фильм определенно не смотрели. Несколько заявленных фильмов вообще не дошли до зрителя и неожиданно были сняты с показа. В том числе «Тайная любовница», «Спасительный рассвет», «Частная собственность» и фильм Гаса ван Сэнта «Параноид Парк».

 

Одним словом, 29−й ММКФ явно удивил москвичей. Причем удивил неприятно. Теперь действительно остается надеяться только на то, что следующий, юбилейный ММКФ превзойдет своего предшественника.

Добавить комментарий