Режиссер Александр Сокуров: "Меня попросил об этом Ростропович"

Вы здесь

28 Апр 2007 - 04:00

Кинорежиссер впервые поставил оперный спектакль в главном театре страны

Лидия Шамина

 

Во время подготовки премьерного спектакля "Борис Годунов" Александра Сокурова можно было увидеть в бутафорском цехе, в гримерных артистов, в оркестровой яме (на съемках своих фильмов Сокуров иногда сам дирижировал оркестром). Что нового режиссер открыл для себя, работая над главной русской оперой о влекущей и ломающей человека силе власти? Об этом обозреватель "Недели" Лидия Шамина расспросила режиссера в перерывах между последними прогонами.

 

Вы впервые ставите оперу - и сразу в главном театре страны. Как решились?

 

Вы знаете, как-то в разговоре меня попросил об этом Мстислав Ростропович. Я не соглашался, он настаивал. Сам бы я никогда не смог напроситься. И все это время и он, и Галина Павловна очень поддерживали нас, постановщиков. Разумеется, морально.

 

Сколько всего костюмов в спектакле?

 

ответ: 960! И почти все уникальны, сделаны руками потрясающих мастеров Большого театра. Например, на каждый из трех костюмов Марины Мнишек, для трех певиц, пошло по тысяче камней. На каждую шубу Бориса Годунова — а их сшито четыре на два состава исполнителей — по 5000 камней.

 

Шубы у нас легкие, весят "всего" 7—8 кг. А вот у Федора Федоровского в постановке 1948 года шуба весила все 20 кг.

 

За счет чего такое облегчение вышло?

 

Все костюмы сшиты из "пророщенных тканей" (специальная технология производства тканей, ноу-хау Павла Каплевича, позволяющая имитировать любую фактуру, от парчи до войлока. — "Неделя"), что заметно облегчает костюм. Костюмы главных персонажей вышиты вручную.

 

Кстати, для того чтобы воспроизвести на театральном костюме иконы, как придумано с коронационной шубой Годунова, надо было бы иметь благословение церкви. И мы сделали имитацию икон. Но какой красоты! Это все мастера Большого — они имеют колоссальный опыт работы над одеждой священников.

 

Многие костюмы в спектакле как будто покрыты изморосью. Это что, тоже ваша новая технология?

 

Вы заметили? Это я собственноручно их мазал рыбьим клеем. Мне Юрий Купер подсказал этот эффект. И получилось: по ходу действия эти персонажи попадают на сцену как бы с улицы, и одежда у них действительно блестит, серебрится, как это бывает под мелким дождем. Юрий очень мне помогал советами, подсказывал необычные решения.

 

Сколько же времени нужно было, чтобы сшить все эти костюмы?

 

Сначала надо было изготовить ткань в промышленном количестве — больше 10 000 метров. Это произошло где-то в августе, с этого времени и начали шить. Основная гамма костюмов серая, и когда вдруг появляется алый, как шуба маленького Федора, например, эффект получается невероятный.

 

Шапку Мономаха воспроизводили в точности?

 

По-моему, мы сделали даже лучше оригинала. Тоже из "пророщенной" ткани. Работа тончайшая: кружево нарезали, красили золотом и шили не в раскладку, а собирали так, чтобы создавалось впечатление объема.