Эдипов комплекс

Вы здесь

10 Апр 2007 - 04:00

Под эдиповым комплексом подразумевают присущее представителям обоего пола характерное сочетание инстинктивных вле­чений, целей, отношений, страхов и идентификаций, универсально проявляю­щееся на пике так наз. фаллической фазы психосексуального развития ребенка(от 2/5 до 6 лет) и сохраняющее свое организую­щее значение на протяжении всей жизни.

   В фаллический период ребенок стремит­ся к сексуальному единению (по-разному представляемому в зависимости от его ког­нитивных способностей) с родителем проти­воположного пола и желает смерти либо исчезновения родителя своего пола. В свя­зи с присущей ребенку противоречивостью и потребностью в защите наряду с этими позитивными эдиповыми стремлениями су­ществует так называемый негативный эди­пов комплекс, то есть ребенок желает так­же сексуального единения с родителем своего пола и в связи с этим проявляет со­перничество с родителем противоположно­го пола.

   В типичном случае позитивный эдипов комплекс преобладает над негатив­ным при формировании гетеросексуальной ориентации и идентичности хорошо адап­тированного взрослого. Однако на бессоз­нательном уровне привязанность девочки к матери, равно как желание мальчика сдать­ся на милость отца в надежде пассивного обретения мужественности, бесконечной любви и защиты, продолжают оказывать глубокое влияние на психическую жизнь и последующий выбор любовного объекта.

   Понятие комплекс Электры было исполь­зовано Юнгом для обозначения существо­вания у девочки желаний и установок, ана­логичных комплексу Эдипа у мальчиков. Однако Фрейд не признал этот термин полезным, и понятие эдипов комплекс ста­ло общепринятым для описания тройствен­ных отношений между ребенком и родите­лями независимо от поло ребенка.

   Ребенок боится возмездия (страх воз­мездия) за запретные инцестуозные и отцеубийственные желания, связанные с комп­лексом Эдипа. Конкретно, мальчик боится кастрации или удаления пениса, девочка — менее специфических повреждений генита­лий и детородных органов. Этот страх объе­диняет более примитивные страхи, связанные с родителем-соперником, — страх утраты объекта и потери любви объекта. Последний может острее переживаться девочками; правда, современные психоаналити­ки оспаривают мнение Фрейда о большей нарциссической ранимости и зависимости девочек.

   С точ­ки зрения развития эдипова ситуация — узловая точка, отмечающая единение или консолидацию внутрипсихической системы - Сверх-Я. При идентификации ребенка с эдиповыми объектами идеализа­ции трансформируются в Я-идеал, а страх перед наказанием — в чувство вины. Эдипов комплекс ча­стично осознается; он проявляется в дет­ской речи, поведении и иных способах коммуникации. В дальнейшем он становит­ся по большей части бессознательным, но в зависимости от степени разрешения в той или иной мере обнаруживает себя в пове­дении, установках, при выборе объекта любви. Эдипов комплекс стоит в одном ряду с другими фундаментальными открытиями Фрейда (бессознательное, детская сексуаль­ность). "В каждом человеке... хоть раз в жизни взра­стал Эдип" (Freud, 1887-1902). Пуб­ликуя впервые эти идеи в 1900 году в ра­боте "Толкование сновидений", Фрейд, использовал примеры не только чужих, но и собственных сновидений, и пытался связать миф о царе Эдипе с бессознательными желаниями каждого человека.

   Классический миф, использованный Со­фоклом в драме "Царь Эдип", рассказывает о фивонском царе Лае, которому оракул предрек, что он будет убит своим еще не рожденным сыном. Когда царица Иокаста родила мальчика, царь велел отвезти ребен­ка в горы и бросить его там, чтобы мальчик погиб. Однако младенца нашел пастух и отнес его царю Полибосу, усыновившему мальчика. Став юношей, Эдип покинул Ко­ринф; случай свел его с Лаем на перекре­стке дорог. В споре, кому пройти первым, Эдип убил царя, своего отца. На пути в Фивы он встречает Сфинкс, преграждавшую доро­гу в город и требовавшую от всякого путни­ка разгадать загадку. В случае неудачи путник должен умереть. Эдип разгадал за­гадку, и униженная Сфинкс умерло. Благо­дарные Фивы отдали Эдипу царский пре­стол и сделали мужем Иокасты. Однако боги не могли смириться о кровосмешением, даже неосознанным, и наслали но Фивы тяжкий мор. Согласно предсказанию ораку­ла, для избавления от мора нужно найти убийцу Лая. В пьесе Софокла Эдип, покляв­шийся раскрыть преступление и тем спасти город, узнает, что убийца — он сам и женился он на своей матери. Конец Софокловой драмы трагичен: Иокаста вешается, а Эдип выкалывает себе глаза заколкой от ее хи­тона.

   С эдиповым комплексом связан целый ряд терминов. Некоторые авторы рассмат­ривают эдипову фазу развития (от 2,5 до 6 лет). Многие исследо­ватели выделяют доэдипову генитальную организацию, первичную женственность и мужественность, родительские амбиции, кастрационные реакции и др.; все это возни­кает до собственно фаллической эдиповой фазы. Некоторые обсуждают наличие на втором году жизни соперничества и прототипических конфликтов, включающих диф­ференцированные и специфические для пола реакции на мать и отца и идентифи­кации с матерью и отцом.

    Многочисленные конфликтные характе­ристики комплекса принято обозначать тер­мином эдипов конфликт. Стремление к сек­суальному единению (исходящее из Оно - внутрипсихического полюса влечений) вступает в конфликт с ограничениями, на­лагаемыми Я и Сверх-Я(моральной инстанции), что в итоге приво­дит к возникновению страха кастрации. Кроме того, существуют конфликты, кореня­щиеся в антитетических положительной и отрицательной фазах комплекса, активных и пассивных целях влечений, мужской и женской идентификациях в фантазиях о сексуальном единении. Эти конфликты мо­гут питать друг друга. Так, например, страх кастрации как страх возмездия со стороны отца может накладываться на страх каст­рации, связанный с желанием родить от него ребенка.. Многие психоаналитики считают, что эдипов конфликт играет реша­ющую роль в каждом клиническом психоанализе.

    В клинических дискуссиях часто упот­ребляются еще два термина. Говорят, что, ког­да ребенок завоевывает большую часть любви и внимания родителя противополож­ного пола, появляется эдипов триумф. На­пример, мать, будучи агрессивным членом семьи, обожает сына, одновременно прояв­ляя презрение к мужественности своего мужа. Другая ситуация, приводящая к эди­пову триумфу, — переживаемая в детстве смерть родителя своего пола. Многое ав­торы, подчеркивают трагичные и фатальные последствия 'вознаграждения' этого вытесненного и сознательно неприем­лемого желания. Термин эдипова ситуация относят к сочетанию фазы, конфликта и комплекса; она специфична для психического развития кон­кретного человека, проявляясь в его фанта­зиях при мастурбации, семейных любовных историях. Еще одно применение термина касается отдельных жизненных ситуаций или событий, пробуждающих фантазии, чув­ство и формы поведения, вытекающие из эдиповой фазы развития.

PsyStatus. ru - консультация психолога, психотерапевта(Москва): психоанализ депрессии, страха, невроза