Дрессированные лебеди

Вы здесь

6 Апр 2007 - 04:00

В Кремлевском дворце проходят выступления Шанхайского акробатического балета. Не так давно труппа уже показывала в столице шоу "Лебединое озеро". Второй приезд китайцев в Россию означает, что год назад зрители получили удовольствие, а организаторы - прибыль.

 

На обычном балете публика культивирует в себе чувство почтения: "мы приобщаемся к прекрасному". На шанхайском шоу народ от души гоняет адреналин. В зале стоит хохот, когда вместо танца маленьких лебедей на сцене лягушки синхронно скачут на руках, птичий кордебалет выезжает на роликовых коньках, тряся плюмажами длиной в полметра, а мужики ногами жонглируют лампой. Но зрители замирают, когда Одетта на кончике пальцев ноги танцует не на полу, а на голове, руке и плечах партнера. Говорят, что от таких танцев на теле кавалера за годы репетиций образовались толстые черные мозоли. Это зрелище, рекордное по виртуозности, не перекрыть ничем, даже другими трюками (их много, начиная от каскадов сальто на длиннющем канате и кончая воздушными гимнастами и акробатами на шестах и батутах). Китайцы удивительно работают. Ноги машут, как крылья, а руки используются как пуанты - на них танцуют. Балетные поддержки в дуэте Принца и Лебедя легко наполняются кульбитами, ведь танцовщики и гимнасты - это одни и те же лица. Исполнительница партии Одетты, известная акробатка, научилась танцевать на пуантах специально для этого спектакля.

 

И не надо думать, что высокая балетная классика уронила себя, "опустившись" до союза с цирком. На самом деле современный балет, уходя от рефлексии, сам сползает в сторону спорта. Среди танцовщиков и балерин ценятся умельцы, без проблем проделывающие забористые прыжки и долгие вращения. В китайском шоу просто вытащили на поверхность сходство балетных трудяг с рабочими лошадками. Тут вам прямо говорят, что красивая картинка плюс изощренная телесная техника - это наше все.

 

Конечно, шоу предназначено для семейного похода в театр, в зале Кремлевского дворца было много детей. Но продвинутые зрители "Лебединого озера" могут заняться интеллектуальными выкладками. Налицо - встреча двух культур, программно заложенная в либретто. По замыслу создателей, заколдованная девушка - китайская принцесса, в то время как Принц - дитя Запада. Он путешествует на Восток, где освобождает привидевшуюся во сне красавицу от злого колдуна. В финале - не просто хэппи-энд, а политкорректное братание культур. Принц одет в традиционный костюм балетного премьера, Одетта появляется не в балетной белой пачке, а в красном платье (свадебная одежда китайских невест).

 

Сказка, конечно. Но сказка эпохи глобализма.