Гитлер: Германия обсуждает кинокомедию "Майн фюрер"

В берлинском кинотеатре "Дельфи" на Кантштрассе состоялась премьера кинокомедии "Майн фюрер. Абсолютно достоверная правда об Адольфе Гитлере". Премьера прошла без главного героя - исполнителя роли Гитлера, известного в Германии комика Хельге Шнайдера.

 

Он сказался больным. Однако чуть ранее актер уже выразил свое несогласие с окончательным монтажом картины. И потому не намерен впредь рекламировать ленту, считая ее попросту тупой.

 

Этот фильм о Гитлере снял режиссер и сценарист Дани Леви. "Я чувствовал, что нужен какой-то новый подход к теме", - пояснил он.

 

В итоге после просмотра фильма возникает ощущение, что население Германии слепо следовало за неврастеником. Действие картины разворачивается в конце 1944 года. В преддверии неминуемого поражения в войне фюрер впал в депрессию. Его ближайший соратник Йозеф Геббельс пытается уговорить "шефа" выступить с зажигательной речью, в которой тот должен убедить соотечественников в грядущей победе Германии. Но для этого Гитлера надо вывести из состояния апатии. И тогда из концлагеря Заксенхаузен "выписывают" тезку фюрера, психотерапевта еврея Адольфа Грюнбаума.

 

В процессе терапии возникает множество якобы смешных ситуаций. В одном эпизоде Гитлер плещется в ванне с игрушечным линкором и, когда ему говорят, что против него готовится заговор, ныряет в пену. В другом - Гитлер на боксерском ринге получает нокаут. Кстати, по сценарию Грюнбаум постоянно вынашивает планы покушения на фюрера, но так и не отваживается их исполнить. Словом, Гитлер предстает в этом кино как неповоротливый придурок, маниакально депрессивный импотент, страдающий к тому же энурезом.

 

Однако все якобы комичные сцены особого смеха не вызывают. Более того, зрители с удивлением реагируют на сентиментальную сторону ленты. В частности, Дани Леви рассказывает, что Гитлер предполагал быть художником, а стал волею судьбы лидером национал-социалистов. Вот, мол, бедолага, которому невольно сочувствуешь. В картине Гитлер изображен самой что ни на есть глубокой и трагической натурой. "Так и хочется, - пишет еженедельник "Цайт", - взять его нежно под ручку, как случайно поскользнувшегося на банановой кожуре неудачника".

 

Я чувствую к нему определенную жалость, делится своими впечатлениями кинокритик Кнут Эльстерман. И это, мне кажется, опасно, потому что нам пытаются внушить, будто Гитлер был марионеткой в руках таких жутких созданий, как его соратники - Геббельс и Геринг. А на самом деле он, Адольф Гитлер, ответствен за все, что произошло в Германии, и особенно за Холокост.

 

Если же следовать духу комедии, то выходит, что никакого Холокоста и в помине не было. Более того, наставнику фюрера Грюнбауму разрешают забрать свою семью из концлагеря. А сам Гитлер про Грюнбаума говорит: "Этот еврей - хороший еврей". И обращаясь к нему "мой еврейский друг", отмежевывается от совершенных реальным фюрером убийств: дескать, это не моя вина.

 

А что до лагерей, то из уст Геббельса, в блестящем, пишут немецкие критики, исполнении Сильвестра Гроте, мы слышим, что они были не такими уж плохими. Такое лицемерие даже в комедии вызывает слишком много обоснованных вопросов. И главный из них - уместно ли смеяться над чудовищными преступлениями нацистского режима?

 

Добавить комментарий