Российская эстрада: проблемы, освещение

Исторический обзор отечественной эстрадной музыки XX века интересно попробовать сделать, отталкиваясь от той исторической точки, на которой она стала становиться все более и более самостоятельным явлением культуры. Приобретать все большее и большее влияние на слушателей.

 

Об этом сложно говорить сейчас, потому что музыкальная картина на сегодняшний момент предстает в нашем обществе в некотором роде разорванной. Культурное пространство разомкнулось. Сформировались и структурировались два мира – академический и эстрадный, имеющие свои традиции, своих ярких представителей, свои концертные площадки, свою аудиторию. То есть культурное пространство не одно. Их два. Они существуют параллельно, изолируясь друг от друга вплоть до игнорирования.

 

Конец 70-х и весь период 80-х знаменует собой официальное признание или вернее разрешение рок-музыки на русском языке. Первой, кому разрешили, была группа «Машина времени». А затем уже появились «Аракс», «Круиз», «Аквариум», «Воскресение», «Наутилус» и др. Однако, обращает на себя внимание то, что далеко не все стали отвечать требованиям заявленного ими жанра.

 

Видимо за годы полуподпольного существования, отсутствия информации и несвободы в представлении некоторых, называющих себя специалистами в этих жанрах, все перемешалось. К примеру, абсолютно не соответствующие хотя бы первичным музыкальным признакам рок-музыки, откровенно туристические или бардовые песни А.Макаревича, Б.Гребенщикова (пусть даже в электрогитарном изложении) никак нельзя считать роком. Никакая словесная остросоциальная тема не заменит необходимости соответствия жестким стандартам в области метроритма, создания особого качания (drive), фактурного и тембрового решения. Словом, всему тому, что определяет понятие «рок» по чисто музыкальным признакам. Не случайно, что и сегодня подавляющее число звучащих композиций относится к области поп-музыки, основное отличие которой от рока заключается в исключительной танцевальности и весьма безыскусной аранжировке.

 

Конечно, жизнь на месте не стояла. Потихоньку со скрипом в страну вошло все необходимое для этой музыки: аппаратура, инструменты, информация и даже эстрадные отделения музыкальных училищ. Все, кроме пока еще высокой культуры создания и потребления.

 

На мой взгляд, самое лучшее из того, что у нас было, - это коллективы, подобные ансамблю «Песняры», которые опирались в своем творчестве на славянскую ладово-интонационную палитру и создавали подлинно национальную, не подражательскую культуру. Но это не значит, что иностранные влияния не должны нас касаться. В русской академической музыке иностранные влияния очень интересно переплавлялись на родной почве – итальянские, немецкие, испанские… И в эстрадной музыке это тоже возможно, если поставить задачу перед музыкантами – не скопировать, а творчески обогатить родную музыкальную культуру.

 

О текстах песен обычно говорят применительно к поп-музыке – издеваясь над их недостаточной глубиной, применительно к рок-музыке – о главенстве слова над музыкой в так называемом «русском роке». И видя в этом его специфику, отличие от западноевропейского и американского. Здесь следует поговорить о том, чем вообще отличается рок от поп-музыки.

 

Поскольку поп-музыка космополитична по своей сути, слова здесь могут быть на любом языке. Раз музыкальный язык - некое эсперанто, то он сочетается с любыми словами. Не случайно ведь в индийских фильмах так органично звучат хиты «Modern talking». Но рок - это англосаксонская культура. И никаких «русских роков» (а также зимбабвийских и т.п.) не может быть вообще. Любая попытка соединить английский музыкальный язык с, допустим, французскими словами обречена... И никакие иные языки, кроме английского, с этой музыкой не сочетаются. Органики нет. Потому что язык здесь - неотъемлемый музыкально-фонетический компонент звучащего целого. (Это как кантри на китайском петь.) Поэтому немецкая группа «Scorpions» работает на английском, шведские и французские коллективы переходят на английский... По этой причине единственной состоявшейся рок-группой в нашей стране стала «Парк Горького». И поэтому нет органики в соул-пении на русском языке, в русскоязычном джазе, хип-хопе… За редчайшими исключениями.

 

А теперь о глубокомыслии текстов русских рокеров, о том, что они считают своим преимуществом перед «попсой». Это субъективное и спорное мнение, но я не считаю, что тексты, которые пишутся для вокальной музыки, для исполнения голосом, должны быть великой поэзией. Напротив… Я думаю, что великая поэзия самодостаточна. Ей не нужна музыка… в ней своя музыка – музыка стиха.

 

Итак, необходим качественно новый подход, равно серьезный по отношению ко всей музыкальной культуре. Только тогда, когда это произойдет, музыкально-критическая мысль и в эстраде будет опираться на подлинное «знание», а музыкальная журналистика - популярное аналитическо-оценочное освещение современного музыкального процесса – станет профессиональной.

 

Наталия Май. Российская эстрада: проблемы, освещение. lito.ru

 

 

Добавить комментарий