Парашют: развороты под куполом


Парашют: развороты под куполом

 Начиная с самых первых прыжков, скайдаверов учат, что низкий разворот - одна из основных причин несчастных случаев в нашем спорте. При развороте вертикальная скорость увеличивается, а при выходе из него она переходит в горизонтальную. Нужно быть очень осторожным в управлении энергией разворота, во избежание столкновения с землей. Неважно, был ли разворот следствием импровизации или заранее запланированного маневра, если контакт с поверхностью происходит до того, как купол вернулся в нормальный режим, он может привести к серьезной травме или смерти.

Несчастные случаи являются следствием низких разворотов двух видов. В первом случае, незапланированный маневр является попыткой уйти от препятствия или иной угрозы, зачастую менее серьезной (например, приземление по ветру). Во втором, разворот выполняется целенаправленно. Разгон по горизонтали перед приземлением, конечно, "в кайф" для многих скайдайверов, однако они должны быть очень хорошо знакомы с процедурой выполнения таких разворотов, а также с теми последствиями, к которым может привести ошибка в расчете. И даже консервативные в плане низких разворотов скайдаверы должны представлять себе порядок их выполнения для того, чтобы избежать последствия панических действий.

Конструкция любого парашюта-крыла следует простым принципам. Стропы группы А короче строп группы Д, в результате чего нос купола опущен. Купол скользит вниз подобно санкам с горы, склон которой определяется регулировкой длины строп. Поступательное движение вперед способствует обтеканию купола потоком воздуха. Профиль крыла задан таким образом, что над куполом давление воздуха ниже, чем под ним. Разница давления создает подъемную силу. Именно эта подъемная сила замедляет скорость снижения парашюта-крыла. Подъемная сила может быть создана и за счет отклонения потока воздуха вниз - мы обсудим этот эффект, когда будем говорить об угле атаки. Подъемная сила обоих видов зависит от квадрата поступательной скорости - при удваивании скорости подъемная сила увеличивается в четыре раза. При скорости, равной нулю, подъемная сила равна нулю! Способность крыла вырабатывать подъемную силу ухудшается, когда происходит нарушение потока над ним - как, например, при деформации профиля крыла или при внезапном изменении плавности потока.

Прежде, чем продолжить, введем основные термины для обсуждения характеристик парашюта-крыла. В инструкциях фирм-производителей куполов часто употребляется понятия "угол атаки" и "относительный поток". Эти термины заимствованы из авиационной теории и вполне пригодны для разговора о самолетах. У куполов, однако, отсутствует источник тяги (двигатель) и хвостовое оперение. Многие купола имеют больше отличий, нежели сходных черт, в сравнении с традиционными летательными аппаратами, поэтому мы заново определим эти понятия в применении к куполам.

Многие скайдаверы считают, что угол атаки равен углу, под которым купол расположен к горизонту. Это неверно! Угол атаки - это угол между плоскостью хорды крыла и направлением относительного потока. Угол атаки изменяется путем поворота крыла по отношению к относительному потоку. У самолета это происходит с помощью хвостового оперения. Поскольку на куполе таковое отсутствует, единственным способом поменять угол его атаки является работа стропами управления. При одновременном подтягивании обеих строп управления подвешенный под куполом "пилот"-скайдайвер смещается, как на качелях, вперед по отношению к куполу, поскольку больший в лобовой проекции купол создает большее сопротивление и замедляется при торможении быстрее, чем сравнительно меньший в проекции скайдайвер. В результате угол атаки на какое-то время слегка увеличивается, что порождает большую подъемную силу. При достаточной горизонтальной скорости время, в течение которого вырабатывается эта дополнителная подъемная сила, может быть достаточно длительным.

Бэлла Акова

Добавить комментарий