День рождения по-японски.

Вы здесь

11 Сен 2006 - 04:00

Меня пригласили на японский день рождения. Мне повезло- пригласили заранее. В панике и судорогах шевелить двумя деревянными палочками, чтобы поймать рисинку, мне не пришлось. Я даже выучила приветливое «отадзёоби омэдэтоо годзаимас» (otanjoubi omedetou gozaimasu), чтобы, как вежливый человек, начать с поздравлений. Но тут же поняла, что этого не достаточно. День рождения по-японски это не только саке и суши. Надо ведь подарить и подарок в стиле вечеринки. Я бросилась по магазинам. Может с точки зрения японистов это полный европейский бред, но по описанию мне подошел вот этот:Японский сад- мужское и женское начало.Японский сад полон символов. В том числе, и два основных момента, пришедших из синтоизма: плоский, засыпанный галькой двор, символизирующий женское начало, так называемый инь, и его противоположность - мужское начало - янь. Янь олицетворяет камень, стоящий вертикально - деятельное начало, положительная энергия. И эти два момента - вертикальный камень и плоскость - лежат в основе всего японского искусства. Таким образом, в японском саду всегда находятся в противоречии янь и инь, мужское и женское, вертикаль и плоскость, темное и светлое, простое и сложное - и это, наверное, главное, что составляет его специфику. Даже если сад очень простой, в нем всегда найдутся контрасты, всегда найдутся вещи, которые противостоят друг другу. Камень - это «скелет», а вода - это «кровь» сада, и когда речь идет о воде в японском саду, не всегда имеется в виду вода в прямом смысле слова. Ее изображают песок или мелкая галька, гравий и нарисованные на гальке полосы, символизирующие океан...Символичны, в том числе, острова. Если в саду есть вода, то в воде обязательно должен быть остров. Причем острова имеют четкую и жесткую классификацию. Есть остров скальный, остров лесной, остров горный, остров с молодыми соснами на песке, остров в форме облака, райский остров. «Райский остров» - это, вообще, насколько уникальное, настолько и типичное явление японской культуры. Этот маленький, совсем не похожий на рай остров представляет собой просто мохнатую кочку в воде, но к ней нет доступа. С берега водоема попасть на этот маленький холмик невозможно: рай для нас - нечто недоступное. Растения в японском саду также символичны. Золотая его четверка - сосна, олицетворяющая долголетие, лотос, символизирующий духовную чистоту, бамбук - мужественность и стойкость. И любимица Японии - сакура. Японцы ценят ее за то, что лепестки сакуры опадают неувядшими...К сожалению, европейский посетитель не может разобрать и половины того, что хочет сказать ему сад. Это связано с тем, что японские сады - это «тайная грамота», некий словарь с зашифрованными символами. Существует очень четкая классификация этой зашифрованности: самые подробные, самые «многословные» сады делаются по системе «син», когда в саду есть все - и вода, и мхи, и деревья, и кустарники... Эти сады красивы, конечно, но не очень ценятся японцами. Вообще, японский сад сравним с театральной декорацией, которая как бы сопровождает некий процесс, происходящий в этом саду. Какой именно процесс? На фоне сада происходит поклонение божеству, и в данном случае сад - это художественное полотно, вставленное в некую раму, подобно иконостасу в христианских храмах. И именно такое отношение к нему и у создателей, и у тех, кто воспринимает японский сад.Не знаю повезло имениннику или нет, но он тоже теперь «создатель».Мариана Сондакова.