ПТУ спасут Россию

Вы здесь

30 Авг 2006 - 04:00
ПТУ спасут Россию

Выпускники школ идут в вузы, а не в ПТУ и техникумы. Но без специалистов нижнего и среднего звена, предупреждают представители бизнеса, экономика скоро встанет. Поэтому государство в экстренном порядке пытается реанимировать систему начального и среднего специального образования.

В среду в рамках Августовского интернет-педсовета прошла пресс-конференция, посвященная состоянию и перспективам начального (НПО) и среднего (СПО) профессионального образования в 2007 году. Предмет обсуждения выглядел столь же виртуальным: по данным участников мероприятия, за последнее десятилетие система СПО сильно ослабилась, а НПО практически распалась. В результате на российском рынке труда сложился серьезный перекос.

По данным министерства образования и науки, на каждые 10 тыс. населения страны приходятся сейчас 480 человек с высшим образованием, 176 человек со средним и только 108 с начальным специальным образованием. В то же время, по оперативным данным Роструда, от 60 до 80 % вакансий на рынке труда составляют именно рабочие профессии.

Особенно острой является нехватка высококвалифицированных рабочих кадров: средний возраст российского рабочего достиг 53–54 лет.

Прогнозы также неутешительны, отметили участники пресс-конференции. Выпуск специалистов с высшим образованием в ближайшие годы превысит потребность в 1,5 раза. Дефицит же специалистов со средним специальным образованием возрастет в 3 раза, а с начальным профессиональным – в 2 раза. Крупный бизнес начал опасаться, что уже в ближайшее время острый дефицит рабочих кадров станет тормозом развития российской экономики, о чем и проинформировал Владимира Путина. Тогда-то и стали думать, что делать с техникумами и ПТУ и как заставить их выпускать специалистов, востребованных экономикой.

Сделать это можно только при участии самого бизнеса, констатировали на пресс-конференции.

Однако полностью передавать систему НПО и СПО в ведение бизнеса государство не будет, заявила начальник отдела нормативно-методического обеспечения развития структуры, содержания, технологий и кадров профессионального образования Минобрнауки Вера Гринько.

Вместо этого государство собирается разделить с бизнесом ответственность за подготовку специалистов низшего и среднего звена. Бизнесу поручат разрабатывать профессиональные стандарты в интересных ему сферах, а также участвовать в разработке образовательных стандартов и в оценке деятельности образовательного учреждения. Кроме того, бизнес получит право оценивать знания и проводить аттестацию выпускников и педагогических кадров ПТУ и техникумов, а также участвовать в соуправлении ими, т. е. входить в попечительские, наблюдательные советы, отметила она.

Взять же на себя полную ответственность за подготовку специалистов с начальным и средним профобразованием бизнес не готов, констатируют в министерстве. Даже в разработке профстандартов и профессиональной политики до сих пор участвуют только крупные предприятия, подчеркнула Гринько.

«Бизнес должен участвовать только в подготовке кадров через многоучредительство и льготное налогообложение. Отдавать все УНПО бизнесу нельзя»,– заявил «Газете.Ru» начальник отдела профессионального образования Минобраза Ростовской области Дмитрий Ушаков. «Замена профессионального образования профессиональной подготовкой только на предприятиях, – подчеркнул «Газете.Ru» Виктор Демин, – снизит интеллектуальный потенциал нации, ослабит единое образовательное пространство всех уровней образования».

Оставляя за собой систему НПО и СПО, государство, похоже, не очень понимает, что с ней делать. Прежде всего, как показала дискуссия, сохраняется неясность в принципиальном вопросе – должно ли начальное профобразование давать заодно и полное среднее образование. С одной стороны, закон «Об образовании» предусматривает такую возможность.

Однако на практике, подчеркнул директор красногорского Оптико-электронного колледжа Виктор Демин, «многие блоки программ и учебных планов (НПО), присущие средней школе, не реализуются». В итоге же, отметил менеджер проекта Новосибирского госуниверситета Вадим Семенов, закон «Об образовании», гласящий, что полное общее среднее образование должно реализовываться в программе НПО и СПО, не выполняется, а «в системе образования сохраняются очковтирательство и липа». Что следует скорректировать, – закон или практику, – в Минобрнауки пока не определились. Там говорят лишь, что учреждения НПО и СПО и школа должны не конкурировать, а дополнять друг друга.

Большинство же проблем начального и среднего профобразования связано с их многолетним хроническим недофинансированием.

Решать их будут опробованным способом – превращением НПО и СПО в одно из направлений нацпроекта «Образование».

«Стратегическая задача проекта государственной поддержки ПТУ и техникумов, – заявила Гринько, – обеспечить «постепенное преодоление отставания в структуре, объеме и качестве подготовленных квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена». Правда, как и остальные составные части нацпроекта «Образование», он не предусматривает подъема всей системы начального и среднего профобразования, а будет действовать «точечно», призналась она.

В 2007 году дополнительное финансирование получат лишь 60 победителей конкурса инновационных учреждений НПО и СПО, как это уже произошло с «самыми инновационными» школами и вузами. Им, по словам Гринько, «отведена роль ресурсных центров и «точек роста» для всей системы». При этом говорить о «цене вопроса», считают в Минобрнауки, пока рано. «Главное не сколько, а во что. Вкладывать без приоритетов бессмысленно»,– отметила Гринько.

Пока в министерстве приоритетами считают оснащение ПТУ и техникумов оборудованием (20–120 млн руб. на одну профессию или специальность), а также зарплату преподавателей и мастеров производственного обучения.