Скидки "кидают"

 В полосатую кофточку я влюбилась сразу. Но она стоила ровно половину моей зарплаты, и я приняла единственное стратегически верное решение — ждать распродажи. Каково же было моё удивление, когда, придя в магазин, облепленный по периметру заветными «- 50%», я увидела, что на ценнике моей кофточки красуется цена в два раза… больше той, что была до распродажи. Эта крупная цифра была перечёркнута красным маркером, а поверх значилась новая, скидочная цена — как раз равная прежней, дораспродажной. Нас держат за идиотов?

Покупатель всегда внакладе

По стандартной схеме при распродаже на товары сначала скидывается 20–30% от цены, потом 50% и уже под конец — 70%. «Распродажа придумана для того, чтобы мы могли освободить склады под завоз новой коллекции, поэтому идём на любые скидки и уценки, — рассказывает директор одной известной сети одежды категории масс-маркет. — После распродажи на складах остаётся порядка 30–50% изначального завоза, мы считаем это нормально отработанным сезоном, при этом половина реализованных вещей находит своих покупателей именно во время сейлов».

Но не нужно строить иллюзий: магазины, особенно торгующие импортной модной одеждой, даже во время распродажи не действуют себе в убыток — цена товара с максимальной скидкой намного превышает его себестоимость. «Наценки на одежду, ввозимую в Москву из-за рубежа, составляют более 100%. Иногда эта цифра достигает 200% и более», — говорит доктор экономических наук Игорь Липсиц. Дальше легко посчитать самим — даже максимальная скидка в 70% обеспечивает нормальную прибыль всем участникам торговой цепочки.

Остатки — сладки?

Куда деваются нереализованные на распродажах вещи? «Некоторые магазины, особенно сетевые, могут отсылать вещи из столичных центров после распродаж в регионы, — говорит закупщик товара (байер) Алёна М. — Там их будут с радостью покупать ещё пару сезонов. Кроме того, у франчайзинговых магазинов есть возможность вернуть нереализованную продукцию поставщику.

Другой вариант — стоки и дисконты, монобрендовые (одной фирмы) и мультибрендовые (куда свозят одежду нескольких марок) торговые центры».

Но не стоит безропотно верить красивому западному слову «дисконт» (скидка) — покупка в стоках и дисконтах не всегда оказывается выгодной. Например, приобретя в одном из стоков туфли, как уверяли продавщицы, с 30%-ным дисконтом, я через два дня наткнулась на такие же, выставленные в одном из крупнейших универсальных магазинов в новой(!) коллекции и на несколько сотен рублей(!!!) дешевле. О какой выгоде вообще идёт речь?

Помните свои права и отстаивайте их даже на распродажах!

,Дмитрий ЯНИН, председатель правления международной Конфедерации обществ потребителей (КонфОП):

• Вещи, купленные на сезонных распродажах, можно возвращать и обменивать точно так же, как купленные без скидок. Плакаты, которые вывешивают магазины, сообщая, что «скидочная» одежда и обувь возврату и обмену не подлежат, — это нарушение прав потребителей. Вещи с браком можно возвращать в течение срока гарантии, а вещи, не подошедшие по размеру и другим параметрам, — в течение законных двух недель. Если в магазине вас пытаются убедить в обратном, ссылайтесь на ст. 18 закона «О защите прав потребителей».

• Нельзя предъявлять претензии лишь к вещам, которые распродаются со скидкой из-за брака. Причём вы не можете предъявить претензию именно к этому недостатку (он должен быть оговорен в чеке). Если же будет обнаружен новый недостаток, о котором вас не оповестили, вы имеете право сдать вещь.

• Косметика или парфюмерия относятся к товарам, которые нельзя возвращать в магазины и обменивать. Даже если у купленного крема срок годности кончается через неделю, но он не потерял своих потребительских качеств, вы не можете сдать его назад. Если же он уже испорчен (потерял потребительские качества), то вы имеете право предъявить магазину претензию, однако обязательно до окончания срока гарантии.

• В дисконтах и сток-центрах, где распродаются старые коллекции без брака (!), действуют всё те же правила, что и в обычных магазинах: купленные там вещи подлежат возврату и обмену.

Главные сейловые «наколки» в столичных магазинах

• Магазины взвинчивают цены. «К сожалению, это обычная практика для московской торговли, особенно среднего сегмента, — говорит Алёна М., байер одного из столичных бутиков, услышав историю со злополучной кофточкой. — Элитные магазины не позволяют себе взвинчивать цены, чтобы потом «скинуть процент», потому что круг клиентов узкий и, однажды обманув, мы потеряем их навсегда. Но до масс-маркета этот кодекс чести ещё не дошёл. К сожалению, у нас магазины рисуют цены «от балды», кто во что горазд».

• Всё лучшее — для «своих». Оказавшись в магазине даже в самый первый день распродажи, вы не всегда сможете найти полюбившуюся модель. «Мы имеем скидку для сотрудников, но она не больше 10–15%. Чтобы купить понравившуюся вещь, можем отложить её в подсобку или засунуть за витрину так, чтобы покупатели не отыскали, дождаться скидочного времени и купить её. Причём ждать лучше до последнего — до 70%!» — поделилась секретом продавец магазина женской молодёжной одежды Карина С.

• На халяву — неликвид. Но не все таинственно исчезнувшие из сейловых коллекций вещи расходятся по продавцам и их друзьям. Наиболее хорошо покупаемые модели не выставляются на распродажу — на это время их придерживают, а потом выставляют без каких-либо уценок вместе с новой коллекцией!

• Покупайте просроченное. Косметику и парфюмерию тоже распродают. Чем вызвана эта щедрость, ведь крем для лица или шампунь не выходит из моды, в отличие от юбок и брюк, которые продавцам нужно поскорее «спихнуть», пока хоть кто-то готов платить за них? «Как правило, на sale косметику и парфюмерию выставляют, когда их срок годности подходит к концу, — говорит Виктор Шушпанов, юрист по защите прав потребителей. — Причём никаких претензий предъявить продавцу нельзя — срок годности указывается на упаковке. Покупатели обычно не обращают на эту информацию внимания, особенно увидев заветное слово «скидка».

А как у них?

• Американская sale-традиция куда более цивилизованна: специальные фирмы, имеющие гигантские помещения в предместьях крупных городов, в конце распродаж скупают у магазинов весь оставшийся ассортимент оптом и сгружают это всё в свои залы. Вещи в таких мегастоках расположены не по фирмам и не по коллекциям, а по ценам — 1 долл., 5 долл., 10 долл. На одном стенде могут оказаться джинсы прошлогодней коллекции и выпущенные пять лет назад. Не модно? Зато — честно.

• В Европе самым «хлебным» считается первый день распродаж: покупатели выстраиваются в очереди ещё ночью, чтобы с открытием магазина вломиться в залы и успеть схватить нужную им одежду соответствующего размера.

• Для продавцов крупных магазинов и торговых центров по всему миру устраиваются психологические тренинги — чтобы подготовить их к стрессовой работе в период распродаж.

• Самые большие скидки — не только в России, но и во всём мире — делают на одежду и обувь. Следом за ними идёт спортинвентарь, мебель, предметы интерьера, автомобили. А вот на продукты питания скидки всегда самые маленькие.

Источник АиФ

Добавить комментарий