Фанаты трамваев и троллейбусов

Вы здесь

15 Авг 2006 - 04:00
Фанаты трамваев и троллейбусов

Исследователи насчитывают не менее тысячи различных видов коллекционирования. Среди этой тысячи явно не последнее место занимает собирательство и изучение материалов об истории городского транспорта.

Жизнь показывает, что такие любители есть практически в любом городе, и прежде всего, там, где есть электротранспорт. "Хоббистов-автобусников", впрочем, очень мало, но зато "трамвайщиков" и "троллейбусников" мне известно несколько десятков, причем в разных странах.

Видимо, есть какая-то "магия" у транспорта, что "привязан" к рельсам и проводам, которая заставляет подчас весьма солидных людей с детской непосредственностью объезжать или даже обходить пешком трамвайные или троллейбусные маршруты, всеми правдами и неправдами проникать в депо, чтобы сфотографировать стоящий где-нибудь на отшибе старинный вагон редкой модели, подбирать у остановок выброшенные пассажирами уже не нужные им билеты или карточки для проезда

Интересно, что среди фанатов транспорта немного тех, кто непосредственно работает на предприятиях ГЭТ. В основном это инженеры, экономисты, журналисты, географы, представители рабочих профессий. Сразу же оговорюсь, что собиратели и изготовители моделей подвижного состава - это особая когорта любителей транспорта, которая, как правило, держится особняком.

В сегодняшней же публикации речь идет о собирателях документальных материалов - книг, карт-схем, фотографий, транспортных билетов, газетных вырезок, путеводителей, включающих в себя перечни маршрутов городского пассажирского транспорта. И что еще важно - начав, как правило, с родного города, большинство собирателей вскоре заметно расширяют географию своих интересов.

Любители начинают ездить по стране и в соседние страны, находят контакты с "братьями по разуму", от души катаются на всех маршрутах горэлектротранспорта, просиживают многие часы в библиотеках, "вылавливая" информацию о том, когда пущен тот или иной участок или открыт маршрут, когда в город поступили вагоны той или иной модели, когда и как менялись тарифы.

Такая исследовательская работа должна рано или поздно навести собирателя на мысль систематизировать свои познания и подготовить рукопись книги или хотя бы цикл статей для местной прессы - например, к юбилейной дате трамвая или троллейбуса.

Ныне выпуск книг об истории городского транспорта стал, в общем-то почти обычным делом. И тут любители транспорта оказались - в качестве авторов - очень "ко двору".

Так, московский собиратель (с недавних пор доктор географических наук) Сергей Тархов выпустил уже несколько солидных книг об истории ГЭТ в Москве, Севастополе, Львове и Черновцах.

Минчанин Евгений Етчик, работающий слесарем-ремонтником в местном ТТУ, стал автором первой в этом городе о городском транспорте - "От конки до метро".

Вышла большая книга об истории городского транспорта в Ростове-на-Дону. Ее написали бывший начальник Ростовского ТТУ Николай Редьков (кстати, довольно известный коллекционер открыток с изображением подвижного состава) и автор этих строк - журналист, также как минимум 20 лет собиравший "досье" об истории ростовского горэлектротранспорта.

Ныне работает над книгой об истории гортранспорта в Луганске также известный коллекционер и знаток ГЭТ (особенно в городах Украины) инженер Борис Кочешков. Кстати, среди других "хоббистов" он выделяется умением филигранно вычерчивать карты транспортных сетей. Не удивительно, что к помощи Бориса Алексеевича при подготовке своих книг обращаются и другие авторы.

Так, все книги Сергея Тархова проиллюстрированы картами и схемами, вычерченными Б.Кочешковым.

Активно работает в журналистике нижегородский собиратель Олег Чалков. Работая в газете автотранспортников, он лучше других своих коллег знает историю автобуса, хотя электрический транспорт и для него - главное хобби.

Живущий ныне в Краснодаре трамвайный "фан" Виктор Манзюра часто выступает с материалами об истории электротранспорта в Новороссийске (в этом городе прошли детство и юность Виктора). С особой теплотой вспоминает он новороссийский трамвай, которого давно уже нет - трамвай в этом городе еще в 1969 году был заменен троллейбусом.

Душевно пишет Виктор о навсегда врезавшихся в его память звонках стареньких и тихоходных новороссийских трамваев, с уходом которых город, безусловно,что-то утратил. Не случайно, видимо, в нашей поэзии много стихов о трамвае, гораздо меньше - о троллейбусе (что-то ничего на память не приходит кроме знаменитого "Синего троллейбуса" Булата Окуджавы) и, кажется, совсем нет романтических стихов об автобусе. 

Похвальную инициативу проявили тульские любители транспорта Владимир Щербаков и Денис Денисов. Они осуществили идею, реализация которой многим поначалу казалась нереальной. Вот уже около двух лет Владимир и Денис выпускают тиражом около 100 экземпляров небольшой журнал для любителей ГЭТ - "Пантограф".

Среди авторов журнала, кроме инициаторов издания и уже упомянутых любителей - Николай Семенов из Московской области, тверяки Василий Филиппов и Николай Харлашкин, житель Новочеркасска Дмитрий Ковалев, рижанин Игорь Клочков, житель Чехии Иржи Вобецкий.

Пока, к сожалению, среди коллекционеров-транспортников не проявилось ни одной женщины. Нужели наше хобби абсолютно мужское?

Всякое хобби вызывает уважение, ведь и разнообразием увлечений люди отличаются друг от друга и в том числе этим становятся интересны друг другу. А когда увлечение становится не просто личной целью человека, а превращается в полезное для общества дело - такое хобби надо не только приветствовать, ему надо помогать.

В нашем случае хобби работает на историю - способствует сохранению памяти о материальной культуре поколений. Собиратели материалов по истории городского транспорта добровольно и практически бескорыстно делают работу, значимость которой пусть не сегодня, так завтра будет, безусловно, оценена. Хотя лучше бы - сегодня.