Джоди Фостер не знала отца

Вы здесь

9 Авг 2006 - 04:00
Джоди Фостер не знала отца

Джоди Фостер родилась 19.11.1962 в Лос-Анджелесе, окончила Йельский университет (специальность - литературоведение). Голливуд знал и знает немало чудо-детей. Некоторые из них вырастали в большие звезды, большинство закатывалось, так толком и не успев взойти. Но вряд ли найдется еще одна, к моменту получения первого Оскара за фильм "Обвиняемые" (1988) - в 26 лет! - уже считавшаяся ветераном кино, ибо за спиною было двадцать пять серьезных работ как в эпизодах, так и в центральных ролях. Джоди Фостер родилась в кинематографической семье, отца своего не знала, поскольку мать, Эвелин "Брэнди" Фостер, голливудский агент по связям с прессой, ушла от мужа, забрав троих детей и Джоди, о предстоящем появлении на свет которой она в тот момент и не подозревала. Младшая дочь оказалась вундеркиндом: ей едва минуло три года, когда она поразила всех, неожиданно прочитав вслух все вывески в зоопарке. Мать отдала ее в школу для сверходаренных детей, параллельно она дебютировала на телевидении в программе старшего брата и по отзывам очень профессионально изображала трехлетнюю кокетку в рекламных роликах, внося тем самым немалую толику в семейный бюджет. Ранние успехи не сделали Джоди Фостер зазнайкой. Просто она очень рано узнала, как зарабатывается хлеб насущный, и с тех пор воспринимает свою работу одновременно и как ремесло, и как источник наслаждения. Первая роль на большом экране - в десятилетнем возрасте - в ленте компании Диснея "Наполеон и Саманта" (1972) - не отличалась ничем особенным, если не считать шрамов на животе, оставшихся после столкновения со львом на съемках. За ней последовали похожие, невыразительные картины, пока в 1975 г. Джоди Фостер не предстала у Мартина Скорсезе в образе странной девочки в картине "Алиса здесь больше не живет". Это послужило прологом к последующей встрече режиссера и актрисы в знаменитом "Таксисте", где Джоди Фостер с блеском исполнила трагическую роль - малолетней проститутки. Персонаж стал основополагающим в карьере актрисы. И потому, что на экране ей по большей части достаются образы жертв, что парадоксально противоречит ее внешности - облику решительной современной женщины с жестким, пронзительным взглядом стальных глаз. И потому, что, если в "Таксисте" герой Роберта Де Ниро в результате цепи событий и - во многом - своей встречи с изуродованной обществом девчушкой-проституткой совершает покушение на кандидата в президенты, то в действительности "в честь" Джоди было совершено вполне реальное покушение на Рональда Рейгана: преступник заявил, что пошел на это, дабы обратить на себя ее внимание. Джоди Фостер теперь считается воплощенным символом извращенного восприятия славы голливудской звезды. Чтобы получить роль героини в "Таксисте", 14-летней Джоди пришлось провести 4 часа с психиатром, доказывая, что она достаточно нормальна, и может сыграть проститутку. Затем последовала целая череда ролей "нехороших девочек": "Карни" (1980), "Отель Нью-Гэмпшир" (1984), а впоследствии женщин "Тени и туман" (1991). В то же время сама Джоди Фостер известная целомудренным поведением, отказывается сниматься в обнаженном виде, а в "Девочке, живущей вниз по улице" (1977) в скабрезных эпизодах ее дублировала старшая сестра. Среди подобных образов актрисы выделяется полусветская "маруха" из занятной пародии на гангстерский фильм, всех героев которого играют подростки - "Багси Мэлоун" (1976). Есть среди ролей актрисы и идеальные образы, в которых она воплощает некую недостижимую романтическую мечту: "Пять углов" (1988), "Ускользающая обитель" (1988). И хотя в подобных ролях Джоди не слишком убедительна, они довольно точно отражают одну из ипостасей ее индивидуальности, являющей собой двуединство жертвы - наиболее полно выявившейся в "Таксисте" и "Обвиняемых", где героиня подвергается насилию целой банды; и борца со злом - ведь расплатилась же со всеми убийцами и извращенцами в лице одного из них будущий агент ФБР Клариса Старлинг в "Молчании ягнят" (1991) - и получила за это еще одного Оскара. Джоди Фостер в этом фильме отомстила за многих своих героинь и за тысячи несчастных женщин, пострадавших от маньяков. Она осуществляла то, что прокламировала в своей речи по поводу получения первого Оскара: "Жестокость может быть очень человечной, - сказала она тогда, - она может быть даже культурной, но принять ее невозможно..." Джоди Фостер самой судьбой была уготована роль "обличителя и ниспровергателя" жестокости. Во-первых, потому, что она ей неоднократно подвергалась на экране, а, по слухам, и вне его. Во-вторых, потому что Фостер сознательно эту жестокость провоцировала. В-третьих, потому, что в ее личности, внешности и облике сочетается несовместимое: цинизм, похотливая чувственность и интеллект. Вероятно, в какой-то мере такой конгломерат породило не слишком счастливое детство, отблески которого мелькают в режиссерском дебюте актрисы, фильме "Маленький человечек Тэйт" (1991). В этой картине речь идет о необыкновенно одаренном ребенке, воспитываемом одинокой матерью, по мнению педагогов, тормозящей его развитие, и поэтому обязанной поместить сына в специализированное учебное заведение. Автобиографической тональностью отмечены как эпизоды, повествующие о маленьком герое, так и те, где в роли его матери появляется сама Фостер. Возможно отчасти чувство ностальгии по прошлому и заставило актрису обратиться к новому ремеслу и заинтересоваться сценарием, который, по словам студийных острословов, пролежал в фирме гораздо дольше, чем прожил на свете его герой. Джоди Фостер живет в Лос-Анджелесе, но у нее квартира и в Париже - дань франкомании - результат образования, полученного во французском лицее; актриса знает французский настолько хорошо, что все свои роли дублирует на этот язык сама. Практически во всех поездках по свету ее сопровождает мать, которую она считает лучшим своим другом. hollywood.ru