Как понять преподавателя

Вы здесь

2 Авг 2006 - 04:00
Как понять преподавателя

Отношения студента и преподавателя иногда почемуто не складываются, что особенно опасно, когда наступает сессия. Иногда эти отношения приобретают столь болезненный характер, что у студента может даже пропасть желание учиться вместе с аппетитом и настроением. Но всегда есть лекарство против опасного вируса, поражающего взаимопонимание ученика и учителя.

Совсем недаром время тратили

Жалобы: Преподаватель требует читать много дополнительной литературы. Такое чувство, что нужно поставить палатку в ГПНТБ и жить там. Обязательно посещение всех занятий.

Диагноз: Очень требовательный преподаватель.

Описание: Педагог, влюбленный в свой предмет, дает большой объем знаний. Он относится к тем людям, которые считают свою профессию призванием.

Лекарство: Выход один - сидеть и скрипеть карандашом, чертя новые эскизы, и судорожно запоминать мнения всех критиков. Как говорят в деканатах разных вузов, обращаться к ним в этом случае бесполезно. Ответ будет один - на выпускном еще поблагодарите. Но если ты всетаки не можешь выполнить какоелибо требование (например, посещение всех семинаров), лучше сразу подойти к преподавателю.

Объяснив ситуацию, ты получаешь возможность согласовать с ним сроки сдачи письменных работ и отработку пропущенных тем. Главное, ты не услышишь на экзамене: "Я тебя пару раз видел за семестр. Больше тройки не поставлю".

Сделай то, не зная чего

Жалобы: Преподаватель опаздывает на пары, раньше отпускает или, наоборот, постоянно задерживает. Задает письменные работы, не объясняя, как их надо выполнять и какой литературой пользоваться. Иногда профессор даже считает возможным прикрикнуть, отпустить в сторону студента грубое замечание.

Диагноз: Некомпетентный преподаватель.

Описание: Моя подруга хвалилась мне, что на потоке будет преподавать молодой специалист. Радость ее была недолгой. Через неделю почти вся группа перестала понимать учебный материал. Итоговый тест все дружно завалили. Еще пример, преподаватель работает по совместительству. Для него это не основной заработок. Лекции проходят под выступления самих же студентов.

Лекарство: Для решения такой проблемы студентам нужно просто поговорить с заведующим кафедрой.-Молодому специалисту заведующий посоветует поменять подход или поможет проконсультироваться с опытным профессором, - объясняет проректор по учебной работе СибУПК Зоя Александровна Капелюк.

Опоздания преподавателей почти во всех вузах стараются фиксировать. Обиженные грубым тоном или попреками преподавателя студенты академии водного транспорта приходят к проректору по учебной работе. После этого педагог получает замечание от заведующего кафедрой, иногда принимается решение о замене лектора на потоке. В медицинской академии раз в семестре проводятся встречи с ректором. На них студенты могут высказать свои претензии.

Придирка + придирка = головная боль

Жалобы: Беспочвенные придирки преподавателя: ты стараешься, читаешь, учишь, делаешь все задания вовремя, но он каждый раз находит к чему прицепиться.

Описание: Повернулся в сторону окна - замечание. Попросил у соседа ручку - еще одно. Если у тебя в руках увидели записку (которую ты просто передавал) - на тебя обрушился поток грубых упреков. И самое обидное, что другим можно хоть на голове стоять. Или ты идешь на экзамен с полной уверенностью, что <четверку> уж точно получишь. Преподаватель задает тебе вопрос и твое настроение быстро падает... Ты понимаешь, что лектор такого не давал, да и в перечне тем ничего подобного не было.

Диагноз: Преподаватель - мучитель.

Лекарство: В таких случаях обязательно пишется заявление на имя декана. В нем нужно четко сформулировать свое недовольство. Потом заведующий кафедрой или комиссия преподавателей проверяет, правомерны ли замечания студента. Проводится небольшое расследование: просматриваются тетрадки с лекциями, контрольные работы либо письменный ответ на экзамене. Если не получается уладить конфликт мирно, то следует обратиться с письмом в ректорат.

Так, к проректору по учебной работе СибУПК рассказать о некорректных действиях преподавателя однажды пришел папа студентки. На этого педагога уже были жалобы. После разговора с проректором, он уволился по собственному желанию. В этом же вузе был прямо противоположный случай, когда жалобы студентки оказались необоснованными.

Два года назад в НГТУ по заявлению группы заменили заведующего одной из кафедр гуманитарного факультета. В педагогическом университете, когда проректору по учебной работе Александру Антоновичу Шрайнеру приносят письможалобу, он сам разговаривает с недовольным. Объясняет это тем, что многие пишут заявления под чьимто давлением. В ходе разговора часто оказывается, что конфликт надуманный, и студент забирает заявление.

Специальный ящик для претензий есть на первом этаже медицинской академии. Как говорит декан педиатрического факультета Тамара Александровна Литвинова, замены преподавателей на потоке или в группе случаются очень редко. Обычно виноваты обе стороны, поэтому корректируются действия преподавателя и студента.

За девять лет работы в академии водного транспорта проректор по учебной и воспитательной работе Виталий Алексеевич Седых помнит только два случая, когда до него доходили такие заявления. И всегда находилось мирное решение, преподавателей не увольняли. Зато ни разу не получал такого рода писем проректор по учебной работе Новосибирской государственной архитектурнохудожественной академии.

И всетаки преподавателей не выбирают Вот совсем свежий случай: в конце марта обеспокоенные родители студентки педагогического университета написали на имя ректора письмо, жалуясь на придирки со стороны преподавателя. Стороны встретились, обсудили возникшие трудности. Конфликт был улажен: студентка учится, лектор все так же ей преподает.

Это письмо стало поводом для специальной конференции специалистов НГПУ и представителей вузовской общественности. Решили, что учащийся всетаки не может самостоятельно выбирать, кто его будет обучать. Объяснение банально: недостаточное финансирование плюс нехватка специалистов. К тому же узкопрофильные дисциплины преподает не каждый.

В случае конфликта студентам предложили сразу сдавать экзамены комиссии. Кроме того, было предложено взять на заметку положительный опыт Института рекламы и связи с общественностью. Уже несколько лет студенты этого института после пар пишут отзывы о прошедшем занятии и вносят предложения по улучшению преподавания. Затем по таким анонимным рецензиям корректируется работа.

Раз словечко, два словечко - будет мостик

Как и болезни, конфликты нужно предотвращать на начальных стадиях. И главное здесь - уважение. Ведь только это чувство служит прочным фундаментом доверительных и дружеских отношений.