Провалы Голливуда

А это, Пятачок, бумкнул очередной блокбастер. Только он не рванул, а, как бы это помягче сказать, плюхнулся. Блокбастеры плюхаются один за другим, продюсеры рыдают в голос, критики соревнуются в сарказме. Голливуд сильно отстает от плана сбора денег.«Стэлс» пролетел по полной программе запусков фанеры над авиасалоном в Ле Бурже. «Остров» утонул в прокате, придурковато побулькивая и рекомендуя конкурентам долго жить. Вечная им память. Они не окупили затрат на производство, да и реклама их тоже стоила приличных денег. Это потери прямые, но далеко не все. Шутка ли – эти проекты позиционировались студиями как летние блокбастеры. Их премьеры тщательно расставлялись по уик-эндам с намерением сделать так, чтобы фильмы не мешали друг другу опустошать карманы зрителей (наши карманы, дамы и господа). Следовательно, помимо всего прочего, провалившийся в прокате блокбастер – это еще и прибыль, недополученная от проката того фильма, выход которого был сдвинут на более позднее – и, возможно, менее выгодное – время...Как результат, впервые за несколько лет американский прокат демонстрирует падение суммарных сборов: на конец августа общий итог составил 5,86 миллиардов долларов против прошлогодних 6,47 миллиардов. Грешно было бы спорить – в прошлом году тоже случались громкие провалы. Но при этом суммарная касса проката за январь–август 2004 года по сравнению с той же кассой января–августа 2003 года выросла на 5%, а в 2005 году – упала аж на 9%!..Динамика сборов поменялась на прямо противоположную. «Звездным войнам» оказалось слабо перебороть зрительские подношения «Шрэку 2», «Война миров» по всем статьям уступила златопритягательным «Страстям Христовым», а «Бэтмен: Начало» оказался в денежном отношении далеко позади второго «Человека-паука». Как говорили по сходному поводу в одном анекдоте – «вот такое у нас лето»... Так что сегодня в центре нашего внимания будут студии и их судорожные попытки исправить летнюю катастрофу.По росту – стройсь!Самые впечатляющие успехи демонстрирует студия 20th Century Fox, фильмы которой сделали в этом году 18,6% всех киносборов в США (именно в США – мировой прокат мы пока не трогаем), что в абсолютных цифрах составило около 1,1 миллиарда долларов. На счету «старого лиса» бесспорный лидер проката – третий эпизод «Звездных войн», очень неплохо отстрелявшийся боевик «Мистер и миссис Смит», а также не бог весть какие успешные, но все же не провальные «Фантастическая четверка» и «Роботы». Серьезных провалов у студии было всего два – недобитая в очередной раз «Электра» и хронически недообретенное «Царство Небесное».До конца года FOX не обещает, в общем, ничего особенного – с десяток фильмов, среди которых однозначные кассовые хиты как-то не просматриваются, так что при условии продолжения жизненной активности конкурентов его преимущество в разделе рынка рискует к концу 2005 года как минимум серьезно сократиться, а как максимум – вообще сойти на нет. Зато в 2006 год студия вступит во всеоружии – с анимационным «Ледниковым периодом 2» (Ice Age 2: The Meltdown), комиксоидными «Людьми Икс 3» (X-Men 3) и фэнтезийным «Эрагоном» (Eragon).Следующим в нашем табеле о рангах идут Warner Bros. – на их долю пока приходится 15,8% кинорынка, они отстают от показателей FOX примерно на 150 миллионов долларов – и это не такое страшное отставание, чтобы его невозможно было бы наверстать. Пока что братья Уорнер могут похвастаться удачно отработавшими «Бэтменом», «Шоколадный фабрикой», умеренно успешными «Константином» и «Дьюками из Хаззарда». Главной надеждой второго полугодия для студии будет, конечно, «Гарри Поттер и Кубок огня» (Harry Potter and the Goblet of Fire) – он пойдет с 18 ноября, но и во втором эшелоне проката намечается довольно много для нас интересного: сентябрьские «И грянул гром» (A Sound of Thunder) и «Труп невесты» (Tim Burton's The Corpse Bride) – причем на второй фильм у меня надежд гораздо больше, – и декабрьский «Фонтан» (The Fountain), фантастическая философская драма Дарена Аронофски.В сумме только эти проекты вполне способны собрать для студии миллионов четыреста. А в 2006 году в плане маячат беспроигрышный хит «Супермен возвращается» (Superman Returns), коммерчески сомнительный, но кассово-амбициозный кинокомикс «В – значит вендетта» (V for Vendetta) и анимационный мюзикл «Счастливые лапы» (Happy Feet). Плюс римейк кораблекрушительного «Приключения «Посейдона» (Poseidon), которому вновь предстоит утонуть ради того, чтобы всплыть в первые строчки киночартов.Paramount скромничает на третьем месте с 11,2% и 650 миллионами долларов, треть которых была отвоевана в спилберговско-крузовской «Войне миров», а еще четверть добавила комедия Адама Сэндлера «Все или ничего». Чуть-чуть денег выцедили из «Сахары» и нескольких еще менее удачных проектов. Куда хуже то, что до конца года студии практически нечего предложить для улучшения ситуации: из десятка запланированных премьер хоть сколько-нибудь перспективны только фантастическая бой-баба «Эон Флакс» (Aeon Flux) с Шарлиз Терон да непонятно какой «Синоптик» (The Weather Man) с Николасом Кейджем... В 2006 году студия пока может уверенно опереться только на физиономию Тома Круза в программном хите «Миссия невыполнима 3» (Mission: Impossible 3), и лишь в самой отдаленной перспективе маячит четвертый «Индиана Джонс»...Четвертую строчку рейтинга студий занимает Sony – кстати, абсолютный кассовый лидер прошлого года. В 2005 году студия пережевывает 9,8% рынка (570 миллионов миллионов), а повезло ей по-крупному только с Уиллом Смитом – его «Хитч» долго держал первое место по кассе среди романтических комедий. Остальные проекты студии не пересекли заветной отметки в 100 миллионов, а некоторые фильмы, подававшие большие надежды, обернулись катастрофическим пшиком – вспомним хотя бы тот же «Стэлс». До декабря у студии есть возможность уверенно опереться только на два потенциальных хита – приключенческую «Зорро 2: Легенда» (The Legend of Zorro) и подростково-фантастическую «Затуру» (Zathura). Впрочем, 2006 год может ситуацию серьезно изменить: в планах студии выпуск экранизации «Кода Да Винчи» (The Da Vinci Code), римейка «Розовой Пантеры» (The Pink Panther), сурового комикса «Демон на колесах» (Ghost Rider) и анимационного ужастика «Дом-чудовище» (Monster House).Почти такая же доля – 9,6% (560 миллионов долларов) – захвачена студией Universal, ни один из фильмов которой так и не пересек в 2005 году в прокате 100-миллионной черты. Возможно, это еще произойдет с «Миссией «Серенити» (Serenity) или экранизацией компьютерной игры «Doom», но мне почему-то (не знаю почему) кажется, что студия гораздо больше рассчитывает на успех декабрьских премьер – «Кинг-Конга» (King Kong) Питера Джексона и, возможно, «Мюнхена» (Munich) Стивена Спилберга. После этого можно будет заняться заготовкой сухарей – ничего хотя бы столь же многообещающего в планах студии на 2006 год не значится...Поучительное шестое место занимает Buena Vista, прокатная компания студии Диснея. У нее 7,5% рынка и 435 миллионов долларов сборов. Единственный 100-миллионник в ее активе – «Лысый нянька», но «Сумасшедшие гонки», «До небес» и «Автостопом по Галактике» довольно хорошо отработали в «среднем слое» и не позволили компании совсем утонуть. А в планах до конца года есть два фильма, которые позволяют смотреть на итоговый баланс года даже с некоторым оптимизмом. Это анимационный «Цыпленок Цыпа» (Chicken Little) и, безусловно, первые «Хроники Нарнии» (The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe). Ну и, конечно, ждем следующего года, когда Buena Vista покажет нам «Машины» (Cars), новый анимационный шедевр от Pixar, и долгожданный сиквел «Пираты Карибского моря: Сундук мервеца» (Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest).На седьмой строчке рейтинга (5,5% и 318 миллионов долларов) печально тусуется DreamWorks SKG, которая может предъявить инвесторам в качестве более-менее очевидного успеха только «Мадагаскар» и, если перестать стесняться, «Звонок 2». Ставка на летние сборы «Острова» оказалась бита и бита очень больно. Ставка на осенние сборы пока тоже под вопросом – лишь «Уоллес и Громит: Проклятие Кролика-Оборотня» (Wallace and Gromit: Tale of the Were Rabbit) может внушить хоть сколько-нибудь серьезный оптимизм. В планах на 2006 год у студии пока значатся тоже только две заметные картины – и обе, по странному совпадению, анимационные полнометражки «про животных»: «За оградой» (Over the Hedge) и «Смытые» (Flushed Away).На восьмом месте мы обнаруживаем компанию New Line, которая может рапортовать о захвате 5,3% рынка со своими 308 миллионами долларов сборов, причем большую часть их сделала единственная картина – комедия «Нежданные гости», а почти все остальное принесла другая комедия – «Если свекровь – монстр». Прочие прокатные фильмы New Line показали сборы, достойные разве что глубоких соболезнований... И поправить дело, судя по планам студии, в ближайшее время будет нечем.Остальные претенденты на шмат кинопрокатного пирога удовольствовались совсем маленькими кускочками: Metro-Golwin-Mayer сидит на 3,1% рынка, а Miramax, Dimension и Lions Gate имеют каждый около 2,5%. Это не значит, что упомянутые студии не выпускали хороших фильмов, однако как бы их ленты ни были хороши, сборов, сравнимых с оборотом голливудских «динозавров», они не сделали.Теперь посмотрим, чем участники этих скачек собираются удивить нас в будущем.Большие имена, большие бюджетыРежиссер Дэнни Бойл («28 дней спустя») приступил к съемкам фантастического фильма под условным названием «Солнечный свет» (Sunshine) по сценарию Алекса Гарланда («Пляж»). Экипаж космического корабля получает задание доставить к угасающему солнцу такой очень специальный детонатор, который должен это солнышко опять раскочегарить. По дороге выясняется, что корабль не оборудован никакими средствами защиты от этого самого детонатора, и обычный грузовой полет превращается в рядовой космический подвиг. Героев изображают Силлиан Мерфи («28 дней спустя»), Хироюки Санада («Сумрачный самурай»), Крис Эванс («Сотовый») и др. Выхода этого среднебюджетного фильма можно ожидать уже в следующем году – репутация Дэнни Бойла в последнее время достаточно прочна, чтобы у его новой картины не было больших проблем с прокатом.Экранизация «Северного сияния», первого романа цикла Филиппа Пуллмана «Темные Начала» (His Dark Materials: The Golden Compass), после ухода из проекта Криса Уэйтса получила нового режиссера – им стал Ананд Такер. Пока неизвестно, будет ли Такер писать новый вариант сценария (после Тома Стоппарда за это не всякий возьмется), но фильм по-прежнему предполагается выпустить на экраны в 2007 году.Фрэнк Дарабонт («Зеленая миля») озвучил свое желание уже в декабре приступить к съемкам мистического триллера «Туман» (The Mist) по одноименной повести Стивена Кинга. Если все сложится благоприятно, то история группы людей, спасшихся в супермаркете от нашествия таинственных чудовищ, может появиться на экранах уже в следующем году к осени.Эпидемия шуток над ожившими мертвецами перекинулась из Великобритании в Канаду: вдохновленные финальными кадрами фильма «Зомби по имени Шон», Эндрю Карри сотоварищи поставили по собственному сценарию ретро-комедию ужасов «Фидо» (Fido). Действие ее происходит в 1950-е годы, вскоре после того, как наша планета прошла через облако каких-то космических газов. Видимо, очень вонючих, потому что от этих газов начали оживать мертвые. Сначала, понятно, было много беспорядков, но потом ученые изобрели специальные ошейники, которые позволили дрессировать зомби, привлекать их к выполнению несложных работ и даже делать из них домашних любимцев. В фильме снимались Билли Конноли, Генри Черны, Кэрри-Энн Мосс и Питер Стормаре; съемки уже закончены, и премьера картины ожидается в следующем году.Завершены съемки «Марсианского ребенка» (The Martian Child) по одноименному роману Дэвида Джерролда. Фильм поставил Менно Мейджес; роль писателя-фантаста, который усыновил странного мальчика, сыграл Джон Кьюсак («Быть Джоном Малковичем»). О дате премьеры фильма пока не объявлено.Марк Форстер («Бал монстров») занят монтажом фильма «Опаснее любой выдумки» (Stranger Than Fiction) – философской комедии о человеке, который без всякой «белой горячки» и с полного трезвяка начинает слышать голоса, которые сообщают ему, в какие жуткие гадости он может вляпаться, если сделает то или не сделает это. Для еще большего веселья главную роль доверили Уиллу Феррелу («Колдунья»), а вспомогательные роли сыграли Дастин Хоффман, Эмма Томпсон и Куин Латифа.Если кто-то думал, что 80-миллионная экранизация романа-фэнтези Дэйва Фарланда «Властители рун» (The Runelords: The Sum of All Men) в постановке Кристиана Дюгэя («Крикуны») уже снимается полным ходом, как то было предусмотрено ранее планом производства, то могу вас успокоить: съемки еще не начинались. К ним теперь планируется приступить только в марте 2006 года, а премьера фильма ориентировочно намечена на ноябрь 2007-го. Впрочем, до марта еще куча времени, все еще может сдвинуться на годик-другой в будущее, так что волноваться совершенно не о чем.Взгляд в отдаленную перспективуЗатянувшаяся война в Ираке мало-помалу начинает действовать американцам на нервы. Киношники, как всегда, почувствовали это раньше многих и дружно взялись за разработку темы – естественно, переведя ее в несколько менее болезненное русло футуристического триллера.Чак Рассел намерен поставить по сценарию Дэна Уиденманна фильм «Мыс Грома» (Point Thunder), в котором экипаж сверхсовременной американской ядерной субмарины обнаруживает, что управление их лодкой перехвачено какой-то инопланетной сволочью, которая командами с околоземной орбиты намерена развязать новую мировую войну. Фильм пока находится на стадии ранней предсъемочной подготовки.Еще один футуристический триллер «Терминус» (The Terminus) предполагается поставить по сценарию Эрика Сингера. Его герой – военный журналист, который в середине XXI века освещает непрекращающиеся локальные войны и постепенно приходит к убеждению, что война давно перестала быть средством достижения благородных политических целей, но общественности об этом забыли доложить. Этим проектом заинтересовалась студия Warner Bros., которая сейчас занята его разработкой.Продюсерские компании Ithaka Entertainment и Lions Gate Film приобрели права на экранизацию довольно давнего условно-фантастического романа Джеймса Гальперина «Машина правды» (The Truth Machine), герой которого сначала изобрел идеальный детектор лжи, а потом оказался в такой ситуации, что ему оказалось жизненно важно этот детектор лжи обмануть. Внимание к проекту привлекает то, что за сценарий фильма взялся Рон Шассетт – один из создателей «Чужого».Режиссер Адам Шенкман («Свадебный переполох») согласился поставить для студии Диснея современную сказочную комедию по сюжету «Волшебной лампы Аладдина». То есть в комедии будет все то же самое, только на Ближнем Востоке или Китае, а в Нью-Йорке. Ближний Восток сейчас трогать... сами знаете. Да и Китай тоже... В общем, должно получиться смешно.Глен Брунсвик, автор сюжета серии комиксов «Серая Зона» (The Gray Area), подрядился написать сценарий для экранизации своего детища. Центральный персонаж комиксов – продажный полицейский, который после смерти попадает не в ад, а в таинственную Серую Зону. Он получает сверхспособности и задание всеми силами бороться со злом в этом безрадостном уголке Того Света – видимо, кто-то там наверху надеется, что он пересмотрит свои циничные взгляды на порядочность вообще и роль полиции в частности...Анджела Робинсон («Сумасшедшие гонки») подписалась поставить для New Line Cinema комедийный технотриллер «Генбот» (Genbot) по своему собственному сценарию. По задумке, на одну ни о чем не подозревающую девушку нападает правительство и хочет сделать из нее киборга. В результате все должно получиться весело. Каким-то образом.Дай миллион!Не перевелись еще в кино богатыри! И хотя не всем дано получать такие бюджеты, как Питеру Джексону, но лавры его мнятся всем без исключения. И для поднятия этих лавров к себе на голову что только люди не придумывают...Вот, например, студия Asylum, которая бодро выпустила на видео удешевленный вариант «Войны миров» синхронно с началом проката одноименного фильма Спилберга и таким финтом обратила себе на пользу часть отведенного на него маркетингового бюджета, оказалась довольна достигнутым результатом. По крайней мере она решила сразу же повторить опыт и намерена встык с премьерой «Кинг-Конга» Питера Джексона выпустить на DVD малобюджетный фильм «Король Затерянного Мира» (King of the Lost World) – как следует из опубликованного анонса, осовремененную экранизацию «Затерянного мира» Конан Дойла, но с добавлением гигантской гориллы. В фильме, который снимает Ли Скотт, будут играть Брюс Бокслайтнер, Энди Лауэр, Эрик Робертс и другие звезды пятнадцатой величины – Эрик, не обижайся, ты добровольно влез в их стройные ряды.Та же студия заправила в планы видеорелизов сразу несколько дешевых фантастических ужастиков, действие которых происходит в тюрьме. Они даже говорят, что провели специальное исследование, благодаря которому выяснили, что зритель подсознательно тяготеет к такого рода зрелищам. На самом же деле, как мы понимаем, все несколько проще – для изображения тюрьмы можно за три копейки приспособить любое достаточно замкнутое помещение – а потом снимать в нем что угодно. Например, триллер «Меняющий облик» (Shapeshifter) про заключенного, который оказался оборотнем и решил в чужом обличье коварно сбежать. Или триллер «Мертвецы идут» (Dead Men Walking), в котором один из заключенных оказывается живым мертвецом. Не выявили его предварительно, вот беда. И, какая досада, он заражает всех остальных...И напоследок новость для ценителей настоящей дохлятины: Ллойд Кауфман и его студия Troma готовят нам «Курогеддон» (Poultrygeist: Attack of the Chicken Zombies!). По сюжету это будет что-то вроде «Завтрака живых мертвецов», но еще смешнее. Началось-то все с того, что очередной франшизный ресторан быстрого питания, который специализируется на жареных куриных окорочках, построили на месте древнего индейского кладбища. Некондиционную курятину и объедки, естественно, закапывали тут же. Но мясо решило, что такое обращение больше терпеть не будет, и восстало против своих угнетателей. Фильм, как водится, после нескольких клубных демонстраций в конце 2006 года пойдет прямо на DVD, где и будет пользоваться заслуженным успехом.Стоп-кадрНачали мы, если вы еще не забыли, с разговора о студиях – а заканчиваем разговором о зрителях. Ведь, в конце концов, это мы, зрители, являемся главной причиной и главным двигателем студийно-кассовых гонок. Это из наших карманов улетают деньги, которые (после уплаты налогов штату Калифорния) оказываются затем в бюджетах очередных блокбастеров. Мне, например, приятно думать, что из 150 рублей, которые я заплатил за билет на «Войну миров», какие-нибудь три счастливые копейки попадут в бюджет хорошего доброго фильма Спилберга, например четвертого «Индианы Джонса». Хотя, по здравому размышлению, я отчетливо понимаю, насколько эта надежда эфемерна...Я, собственно, вот о чем: не ходите в кино на всякую ерунду. Помните, что, заплатив деньги за какой-нибудь отстой, вы тем самым поощряете создавшую его студию. Даже если он вам не нравится – все равно поощряете. Поэтому ходите только на хорошие фильмы – лишь они того и стоят. Иначе студии так и будут исправно снабжать нас патентованным отстоем, заботясь только о том, чтобы внешне все блестело. У них гонки. Им не до внутреннего содержания. Им не до нас, братцы. А потому – будьте разборчивы. Берегите карманы!Искренне ваш,Алексей Д. Садецкий

Добавить комментарий