Паркур

Вы здесь

13 Июл 2006 - 04:00
Люди-пауки

Для начала определимся с терминологией, пишет www.iamik.ru. Паркур — это уникальное смешение легкой атлетики, акробатики, боевых искусств и скалолазания. С французского это слово означает «полоса препятствий». Ребята, увлеченные паркуром, называют себя не паркуристами, и не паркурщиками, а трейсерами.

Трейсеры настаивают на том, что паркур лишь отчасти имеет отношение к каскадерскому мастерству, а больше напоминает некую спортивную философию. Именно так позиционировал свое изобретение в 1989 году основатель паркура житель французского Лисса Дэвид Бэлль. Отец и дед Бэлля были пожарными. Так что нетрудно догадаться, откуда у парня возникла идея повторить подвиги своих родственников в более безопасных для жизни условиях.

Именно Дэвиду Бэллю принадлежит каноническая фраза, ставшая девизом трейсеров всей планеты: «Нет границ, есть только препятствия». - Это прикладная дисциплина, ни в одной стране мира вы не найдете специальных школ, — рассказывает руководитель казахстанской паркур-команды FTF Сергей Головенко. — Общества трейсеров проводят свои мастер-классы и совместные тренировки, но о том, чтобы создать школы, речи не идет.

У нас в стране паркур, или фриран, как его называют англичане, официально появился совсем недавно — в прошлом году. Но только в Алматы уже тренируются несколько команд. В основе идеи паркура лежит самовыражение, самоопределение, эпатаж и желание узнать, на что ты способен. Многие сравнивают стиль жизни трейсеров с философией ниндзя, которые славились своим умением преодолевать крыши, стены и деревья.

Но при всей внешней крутизне паркура этим видом экстрима может заниматься любой. - Занятия паркуром опасны только для тех, у кого нет опыта, — объясняет Головенко. — У нас в команде, например, никто не позволит новичку выйти на парапет и совершить прыжок. Мы говорим: прежде чем научиться летать, научись приземляться. Азы передвижения каждый должен знать назубок. А для этого нужно хорошенько потренироваться.

С точки зрения пользы для здоровья паркур — неслабое подспорье. Настоящий трейсер обязан быть в хорошей форме, бегать кроссы, делать отжимания, совершать прыжки, соблюдать тренировки для всех групп мышц. А помимо всего прочего заниматься специальной подготовкой, акробатической — на матах и скалолазной — на скалодромах. Иначе без одышки не преодолеешь даже банального забора.

Между прочим, все трейсеры за здоровый образ жизни, так что от сигарет и пивка придется отказаться! В классификации существует три вида экстремальной деятельности трейсеров: собственно паркур (преодоление препятствий, ступеней, парапетов, заборов), билдеринг — индустриальное скалолазание (передвижение по многоэтажным домам и небоскребам) и стрит-станс (трюки, акробатика, сальто на стенках и деревьях).

Для экстремального передвижения по городу характерно отсутствие страховки и выполнение трюков без чьей-либо помощи. Опыт все же показывает, как любят шутить трейсеры, что основным препятствием становятся сердобольные дамы, которые не могут взирать равнодушно на скачущих «хулиганов», и представители правоохранительных органов, которые норовят поймать неутомимых прыгунов и объяснить, что передвигаться лучше всего по земле пешком.

Спешим успокоить, что трейсеры — исключительно мирные ребята, чаще всего сосредоточенные на себе и выполнении элементов. Ничего общего с ворами-медвежатниками, совершающими ограбления через домовые форточки, они не имеют. К экипировке особых требований нет. Удобнее всего — майка без рукавов и свободные шорты. А вот подбор обуви — отдельный вопрос. Ее придется менять минимум раз в три месяца.

Подошву следует подбирать из цепкой мягкой резины, без шипов и дополнительной амортизации. Смягчая себе приземление искусственными приспособлениями, вы никогда не научитесь делать это правильно. Идеально для занятий паркуром подходят кеды, однако и у них есть большой минус — очень быстро стирается подошва, новой пары хватает на неделю. Кроссовки должны идеально фиксироваться на ноге, не жать, но и не болтаться.

Если обувь не по размеру, то при выполнении финта это может сыграть роковую роль и травмы не миновать. Кстати, при контакте ноги с опорой во время прыжка вес спортсмена увеличивается в 6–8 раз! Поэтому самыми уязвимыми местами у трейсеров являются колени, позвоночник, ахиллесово сухожилие и голеностоп. Так что освоение паркура начинается с главного страховочного элемента — кувырка или ролла, он убережет от многих ненужных травм.

У трейсеров есть даже свой профессиональный день. Каждый год 20 июля в Лиссе экстремалы всего мира проводят День паркура. Если вы еще не придумали, чем заняться на каникулах или в отпуске, пакуйте чемоданы — и присоединяйтесь к единомышленникам. Ведь границ нет, есть только препятствия!