Уматурман


Уматурман

Песни группы Уматурман вошли в нашу жизнь вместе с вампирами, радио-dj и прочей нечистью. Оба хита - и про "Ночной дозор", и про "Девушку Прасковью" - знают, кажется, уже все, а вот прочее творчество группы почти никому не известно. В солидной очереди в клуб "16 тонн" стояло достаточное количество людей, которые про Умутурман и вовсе ничего не знали. Просто знакомые порекомендовали им сходить на концерт, аргументируя это тем, что "в клубе 16 Тонн фигни не бывает" и возмущаясь незнанием суперблокбастера "Ночной дозор" и заглавной песни к оному.

Недостатка публики не наблюдалось в любом случае: клуб был забит под завязку, стоять, дышать, а тем более двигаться куда-либо было очень сложно. "Ночной дозор" и грамотный пиар свое дело сделали: первый клубный московский концерт нижегородских братьев Кристовских подавался как одно из важных музыкальных событий недели - им и оказался, во всяком случае, в плане количества людей, захотевших на это событие посмотреть.

Уматурман - ребята молодые, модные и позитивные. В своих интервью братья Кристовские много говорят о том, как они, сидючи в Нижнем Новгороде и работая в самых диковинных местах, надеялись, что слава и народная любовь к ним когда-нибудь придет - и пришла же! Для покорения Москвы к братьям добавились еще несколько музыкантов (соло-гитарист, клавишник и ударник), дабы все песни звучали сочно и живо. Они и звучали: обычные незатейливые мелодии в качественной поп-обработке (разумеется, обязательны гитарный проигрыш и приятные для слуха клавиши), регги в его коммерческо-банализированном варианте, медленные стандартные грустные баллады про любовь и разлуку.

Публика веселилась, хлопала и подпевала - прежде всего, конечно, на хитах; Владимир Кристовский - этакий нижегородский мачо в шапочке и с бородкой - пел и подбадривал слушателей; юноша-клавишник весело прыгал за синтезатором. Необходимый драйв вроде как присутствовал, песни друг от друга отличались не слишком, но это мало кого волновало. Публике нравилась музыка, музыкантам "Умытурман" нравились они сами и публика. Все улыбались и были довольны друг другом. Короче говоря, рассказывать особенно не о чем.

Да и какие критерии можно применять для оценки группы "Уматурман", кроме коммерческого успеха и сиюминутной востребованности проекта (которые, конечно, налицо)? Не интересность же музыки - никто и не говорит о том, что музыканты на нее претендуют. Не качество же текстов - ведь нелепо всерьез говорить говорить о строчках вроде "кто-то ушел в мир иной / все остальные в пути" или "ты ушла в своем оранжевом плаще / ну ты даешь, ваще". Да и не искренность и честность музыкантов - слишком уж клишированны и штампованны их песни, чтобы здесь можно было что-то обсуждать, даже на наивность это не тянет.

У "Умытурман" все, в общем-то, хорошо: братья из провинции с гитарами наперевес, захотевшие добиться успеха и добившиеся его, написавшие шлягер к главному русскому кинопроекту года, взятые в оборот большой поп-индустрией с большими деньгами и находящиеся на волне.

У этих все хорошо, у других плохо. Появление и взлет группы "Уматурман" - это явное продолжение тенденции, начавшейся группой Звери и указывающей на два важных факта.

Во-первых, судя по всему, новым русским рок-мэйнстримом становятся дворовые песни, сыгранные без каких-либо наворотов традиционными гитарными составами. Туда, впрочем, ему (мэйнстриму) и дорога - к счастью, как выясняется в последнее время, интересная и актуальная российская рок-музыка спокойно себе существует и развивается (тем же пятничным вечером ее можно было услышать в клубе Avant, где играли Клевер и Silence Kit).

Во-вторых, "русский рок" как бренд мертв окончательно и бесповоротно. Уматурман с идиотской речевкой про "Ночной дозор" находится нынче на третьем месте "хит-парада настоящей музыки" - в окружении групп Пилот и Агата Кристи, которые по-прежнему претендуют на некую осмысленность, пафос, честность и несвязанность с коммерцией. В условиях, когда Звери и Уматурман четко подтверждают включенность "русского рока" в большую индустрию российского шоу-бизнеса (со всеми вытекающими), все эти претензии кажутся потешными и совершенно несостоятельными.

Идеологам такого "смешения стилей" срочно придумывать иную "политическую платформу" - иначе через некоторое время лозунги про "настоящую музыку", честность, искренность и "Рок" с большой буквы будут казаться смешными уже всем.

Добавить комментарий