Пианист Денис Мацуев: "Не знал, что сказать Путину про "Фабрику звезд"


Пианист Денис Мацуев: "Не знал, что сказать Путину про "Фабрику звезд"

Самый популярный молодой российский пианист рассказывает обозревателю "Известий" Екатерине Бирюковой о встрече с президентом, о московском таксисте — поклоннике Бетховена и о фестивале молодых музыкантов "Крещендо", прошедшем под его руководством в Петербурге."Таксист отказался брать у меня деньги"

известия: Вы много выступали перед сильными мира сего — папой римским, английской королевой...

Денис Мацуев: ...с таиландским королем играл его музыку в четыре руки...

известия: Это необходимо для карьеры современному пианисту?

Мацуев: Я специально для этого ничего не делал. То, что я играл для королей, принцев и папы римского, — это в основном было еще в "новоименском" возрасте, и у меня, как говорится, не было выбора. Сейчас мне интересно играть для любой публики. Это не бравада какая-то, что я играю на правительственных концертах. Гилельс, Рихтер тоже играли. Меня многие ругают за это: "Зачем ты играешь на Дне милиции?" А почему я должен отказываться, если я востребован и оценен у себя в стране? Я, наоборот, должен гордиться, что в 90-е годы никуда не уехал.

известия: А вообще современный пианист может иметь такую же славу, какая бывала у предыдущих поколений?

 Мацуев: Вы знаете, когда тебя подвозят таксисты бесплатно, неудобно очень, что деньги не платишь. Но, с другой стороны, здорово, когда человек тебе говорит, что ему нравится, как я играю, — он был на моем концерте, где я играл Тройной концерт Бетховена. Таксист! Потому что он перед этим видел меня на Дне милиции. "Как ответить на вопрос президента?"

известия: После прошлогоднего "Крещендо" вас принимал президент Путин. О чем был разговор?

Мацуев: Это впервые было, чтобы президент встретился с молодыми музыкантами. Когда ушли все камеры, он снял пиджачок, и мы все немножко расслабились. Нас человек 10 было. Ну, сначала сложно было расслабиться, но потом поняли, что перед нами сидит человек, которого мы никогда на экране не видели. Живой, нормальный, в курсе всех проблем. Гнесинка не достроена — сразу дает кому-то там указание разобраться. А первый вопрос был: "Вам нравится "Фабрика звезд"?" Что отвечать? Не сказать же, что полное дерьмо. На первый же вопрос президента! Нашелся Боря Андрианов, гениальный ответ был. Он сказал: "Знаете, я в Берлине живу, смотрел там "Фабрику звезд". Наша — на две головы выше". Мы два часа просидели. Еще говорили о том, где должна лежать трудовая книжка, куда молодой музыкант может быть приписан. Это очень важный вопрос. Может, надо сделать гильдию молодых музыкантов. Это витает в воздухе. Меня теперь внесли в совет по культуре при президенте. Наверное, будем об этом говорить. Там теперь еще Плетнев, Темирканов, Федосеев, которых раньше не было.

известия: Но на концертах "Крещендо" президент не был?

Мацуев: На "Крещендо" нет. Но мы потом играли в резиденции "Бочаров Ручей" для него и Берлускони. Было видно, что человек понимает и любит классическую музыку. У него большая коллекция дисков, насколько я знаю.

известия: А про то, что наши лучшие педагоги уезжают за границу, вы случайно с президентом не говорили?

Мацуев: Говорили. Даже сравнивали с тем, как тренеры разъехались и готовят наших конкурентов. Про гранты тоже говорили. Это все-таки великое дело — гранты оркестрам! Никогда такого не было, чтобы оркестрант получал несколько тысяч долларов в месяц. Совсем недавно Госоркестр подрабатывал по ночам частным извозом. А как возвращать уехавших? Так они и сами возвращаются. Насколько я знаю, многие наши профессора мечтают сюда вернуться. Другой вопрос — конечно, не всем удается въехать сюда на белом коне.

 известия: Вы сейчас, пожалуй, единственный представитель молодого поколения музыкантов, который имеет авторитет у власти и у которого к тому же обнаружились организаторские способности. Вы чувствуете ответственность?

Мацуев: Да, очень сильно. И, с одной стороны, страшно кайфово, что у меня это получается и есть возможность это делать. А с другой стороны, вижу, что планка высоко поднята. "Не каждый заплатит 200 долларов за концерт"

известия: У вас недавно был большой тур по стране. Вы играли на чем есть или за вами фирма Yamaha, которая с вами дружит после победы на конкурсе Чайковского, инструмент возила?

 Мацуев: Нет, это в Европе перемещение рояля со сцены в трак занимает минут десять. А по России пока их сложно перевозить. А между тем содержание роялей — наша большая проблема. Так же как содержание футбольных полей. Я все время это сравниваю. Настолько похоже, вы не представляете! Например, покупается куда-нибудь новый "Стейнвей" за 120 000 долларов. Губернатор дает деньги. Я прошу специалиста выбрать рояль в Гамбурге. А сейчас очень много откровенной халтуры — раньше для деки использовали ценную американскую ель, а теперь делают некий сплав, такие получаются опилки! Поэтому нужно ехать на фабрику выбирать. И вот привозят рояль, все довольны, потрясающе. Приезжаю через год — рояль находится в чудовищном состоянии! Инструмент, который должен держаться 35—40 лет, у нас за 5 лет превращается в рассохшуюся балалайку. Нужна же специальная температура. А при наших погодах сами понимаете, что там происходит. И конечно же нет преемственности поколений у настройщиков. У японцев в этом отношении все очень здорово. Моему японскому настройщику, когда я на "Ямахе" играю, нужно 2 ночи, чтобы подготовить рояль. Сидит, колдует над ним. А у нас есть маэстро Артамонов, который ездил еще с Рихтером, есть несколько его очень хороших учеников. И все. Есть еще такой Филонов, который живет в Кургане, — уникальный дед, которому уже за 70. Собрал сейчас "Стейнвей" из старых обломков — такой Большому залу консерватории не снился!

 известия: В списке городов, которые вы сейчас объехали, нашла Новокузнецк. Несколько лет назад я была на фестивале, посвященном покупке вообще первого в городе концертного рояля.

Мацуев: В Новокузнецке была нелетная погода, так что меня посадили в Кемерове. Я опоздал на концерт на полтора часа. Но публика ждала. И, несмотря на усталость, эту безумную дорогу, метель, я приехал и сыграл. И вы знаете, в таких условиях играется очень хорошо. Ради этих моментов я готов ехать хоть в Норильск, хоть в Магадан. К тому же сейчас можно вполне комфортно по России путешествовать. Бытовые условия совсем не такие, как 10—15 лет назад.

известия: А деньги?

 Мацуев: Вы знаете, я никогда не загибаю таких уж гонораров на свои российские гастроли. Мы и с Московской филармонией бьемся над ценовой политикой моих билетов. Я всегда занижаю. Я знаю, что большой процент моей публики не может заплатить 200 долларов за концерт. Нереально. Для кого-то и 100 рублей — большие деньги. Но есть прослойка населения, которая любит мои концерты и которая платит за них большие деньги. Надо просто понимать, в каком процентном соотношении с ценами "загибать" и "не загибать". "Русская публика самая сложная и непонятная в мире"

известия: В Петербурге завершился фестиваль "Крещендо", который впервые состоялся в прошлом году в Москве и с государственным размахом представил новое поколение отечественных музыкантов. Следующее "Крещендо" едет в Екатеринбург. Почему именно туда?

 Мацуев: Мы с продюсером Давидом Смелянским с самого начала решили, что это будет кочевая история. Не знаю почему, но фестиваль, который происходит на одном месте, через 3—4 года почему-то становится менее интересен. А Екатеринбург — потому что там есть симфонический оркестр хай-класса под руководством Димы Лисса. Оркестр, который пишется на Warner, постоянно играет на европейских фестивалях. Об этом никто не знает. И об этом нужно сказать всей стране. Сейчас проблема не в том, где музыкант живет, а в том, знают ли его. Половина ребят с нашего фестиваля живет в России, но они все равно здесь неизвестны. Русская публика, наверное, самая сложная и непонятная в мире. Раскрутить новое имя классического музыканта для нашей аудитории архисложно. Но это надо делать — вкладывать деньги, продвигать, пиарить, раскручивать, зубами землю грызть, все что угодно. Справка Денис Мацуев родился в 1975 году в Иркутске в семье музыкантов. Дебютировал на сцене с оркестром в возрасте 9 лет. Закончил Московскую консерваторию. Решающую роль в карьере сыграла победа на конкурсе Чайковского в 1998 году. Играет джаз, увлекается спортом. Помимо фестиваля "Крещендо" руководит фестивалем "Звезды на Байкале". Является вице-президентом фонда "Новые имена", входит в состав Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.

Добавить комментарий